+7 (495) 911-99-91

Место под солнцем: как обустроить рабочий кабинет первоклашки


Место под солнцем: как обустроить рабочий кабинет первоклашки

Как часто мы, родители, сетуем: ребенок растет несобранный, все забывает, на столе — бардак, карандаши-ручки вечно теряет, времени совсем не чувствует. Понятно, что из-за этого и в школе у него многое не ладится… В наших силах эту ситуацию исправить. Как утверждают психологи, от правильно организованного рабочего места школьника зависят и его успеваемость, и его развитие в целом, и даже его будущие успехи в жизни. Обустроить рабочее место для первоклашки нам поможет кандидат психологических наук, психолог «Школы Сотрудничества» Татьяна Борисовна Киселева.

«В первую очередь, давайте отбросим стереотип о том, что рабочее место первоклассника должно быть увешено различными разноцветными материалами, предметами, которые создают ему настроение, — рассказывает Татьяна Борисовна. — Это категорически неверное представление! Все, что отвлекает ребенка от учебы, например игры, какие-то картинки, необходимо убрать в другое место. Некоторые родители ставят на столе у ребенка глобус или вешают на стену карту, мол, пусть мир изучает. Не стоит этого делать! Карту лучше всего повесить… в туалете! С полной ответственностью могу сказать, что карта в туалете поможет ребенку быстрее и эффективнее выучить географию.

Рабочий стол ребенка не нужно обустраивать так, как было «у меня в детстве». Тут нужно учитывать индивидуальные особенности дочери, сына, а не свои привычки. Ребенок — самостоятельная личность, у него должно быть свое пространство. Рабочий стол — это его личное дело. Поэтому и обустраивать стол нужно вместе с ним, учитывая его пожелания. Мамам и папам нужно научиться слышать своего ребенка. Он не всегда может аргументированно объяснить, что же ему надо. И пусть он ошибется в чем-то — но дайте ему такую возможность. Это его стол и его выбор.

Мамам и бабушкам не нужно убирать рабочее место первоклашки — это его беспорядок, пусть он сам в нем разбирается. Пусть для него станет наказанием, если кто-то уберется на его столе. Попробуй потом найди любимый ластик или цветную бумагу, если все это убрала, к примеру, бабушка.

Запомните: чем аскетичнее выглядит стол, за которым ребенок выполняет уроки, тем лучше. Даже тетради должны быть без рисунков. Потому что ребенок в 6–7 лет устроен так, что все, что попадает в поле его зрения, тут же отвлекает его от основного занятия. И малыша уже трудно будет вернуть в процесс обучения обратно».

Должно быть на рабочем месте первоклаcсника:

1. Часы на стене 
Они помогают ребенку ориентироваться во времени, так как именно чувство времени для него пока недоступно. Но часы должны быть строгие, без украшений и игрушек.

2. Календарь
Ребенок должен следить не только за временем, но и за днями недели. И самые важные дела отмечать в том числе и в календаре. Например, дни, когда необходимо проводить уборку на своем рабочем месте. Да, дети не любят убираться. Но их не надо ругать за то, что не убрались. Надо ненавязчиво стимулировать первоклашку к уборке. Например, придумайте Фею порядка, которая обожает прятать в дальнем ящике его стола симпатичные карандаши. Пусть для первоклашки, который наводит порядок на своем рабочем месте, они станут сюрпризом. Да, и не надо особо перехваливать малыша зато, что он убрался в детской. Это его обязанность, как в школу ходить.

3. Магнитная доска или доска для записей
Пусть малыш сам, корявеньким почерком, с ошибками, записывает все свои важные дела. Пусть составит себе план действий на несколько месяцев вперед, например до Нового года. Выполнил дело — вычеркнул.

4. Расписание уроков и дополнительных занятий на неделю
Оно должно быть строгим, четким и аскетичным. Никаких украшений. Расписание должно настраивать на работу, а не на развлечение.

5. Карта времени
На большом листе бумаги вместе с ребенком давайте нарисуем все, что он делает в течение дня. Кровать или, к примеру, будильник обозначает подъем, чашка — завтрак, книжка — идем в школу и так далее. Пусть он сам контролирует каждое свое занятие, дело. Это тоже организует и дисциплинирует!

6. Собираем портфель по памятке
Нужно, чтобы не мама или бабушка собирали портфель, а сам первоклассник! Но для того, чтобы малыш понимал, как это делается и что в портфель нужно класть, следует нарисовать схему-памятку. И сделать это нужно родителям при непосредственном участии ребенка.

7. Вертикальные разделители
Они необходимы для того, чтобы хранить стопку черновиков, каких-то бумаг, тетрадок, альбомов. Кстати, вот на разделители и на ящики в столе необходимо наклеивать цветные бумажечки, на которых будет указано, что там должно лежать. Желательно, чтобы эти наклейки были с рисунками, а не с буквами. Рисунки помогают ребенку развивать воображение и внешнюю изобретательность.

8.Мусорная корзина
Она должна быть симпатичной, нравиться ребенку, и он должен понимать, для чего она нужна. Исписал черновик — и выбросил его в корзину, которая стоит под столом. Таким образом ребенок приучается к порядку.

Чего не должно быть на рабочем месте первоклассника

1. Алфавит — над столом
Не нужно вешать над столом первоклассника алфавит — его и так учат в школе. Тем более, сегодняшние дети идут в 1-й класс подготовленными, буквы уже знают.

2. Игрушки, телевизор, компьютер, магнитофон
Все «развлекательные» предметы переселите подальше от рабочего места!

3. Стол ставим рядом с окном
Не рекомендуется ставить рабочий стол так, чтобы видна была детская площадка или оживленная улица. Малыш будет отвлекаться. В этом случае стол лучше поставить боком к окну.

Журнал "Расти, Первоклашка", сентябрь 2012

20 Сентября 2012