+7 (495) 911-99-91

Особенности преподавания иностранных языков в частной школе


Особенности преподавания иностранных языков в частной школе

Интервью учителя иностранного языка Школы Сотрудничества Анны Почепаевой информационно-образовательному порталу "Учеба.Ru"

Естественное желание родителей дать детям все самое лучшее непременно приводит их к дилемме - куда отдать ребенка учиться. Обилие различных методик, течений, школ только усложняют выбор. Разобраться в них неискушенному родителю бывает совсем нелегко. Часто в этом деле мы начинаем руководствоваться советами знакомых, неосознанно перекладывая на их плечи груз ответственности за принятие решения.

92.jpgВ этой статье мы попытались дать углубленный взгляд на систему изучения иностранных языков в частной школе. С вопросом об особенностях языковой подготовки мы обратились к преподавателю английского языка "Школы сотрудничества"Почепаевой Анне Владимировне. 

- Анна Владимировна, имея опыт работы в частной и государственной школе, в чем Вы видите принципиальное различие?

- Есть два главных отличия — составление методической программы и организация учебного процесса. Последнее, наверное, является определяющим. В частной школе вся система построена на индивидуальном подходе к каждому ребенку. В группе по иностранному языку присутствует от 4 до 6, редко 7 человек, что дает учителю возможность опросить на уроке каждого ученика, постоянно мониторить прогресс учащихся, следить за их успеваемостью. На каждом уроке у преподавателя достаточно времени, чтобы обсудить с каждым ребенком пройденный материал, уделить внимание нюансам, совместно выяснить спорные моменты. Это способствует установлению очень тесной связи ученик-учитель.

- А касательно методической программы?

- В частной школе мы не обязаны выстраивать учебный процесс на основе методик только российских авторов. Мы комплексно подходим к этому вопросу, используя загрифованные иностранные пособия зарубежных авторов, разнообразные грамматические и лексические пособия, материалы для подготовки к международным экзаменам и Единому государственному экзамену по иностранному языку.
   Школа предоставляет возможность создать достаточно богатый ресурс-центр иностранной литературы современных авторов и классиков на языке оригинала, пособий зарубежных методистов по обучению иностранному языку неносителями языка. В школе имеется банк учебных видео и аудио материалов, художественных фильмов, книг по истории и культуре стран изучаемого языка.

- Как еще достигается эффективность обучения иностранным языкам?

- В частной школе обязательно организуются уроки с носителем языка, что дает огромные преимущества развития коммуникативных навыков учащихся, предоставляет возможность моделирования реальных ситуаций общения и погружения в языковую среду.
   Для учеников старших классов часто организуются дополнительные курсы, предлагается принять участие в разработке каких-то проектов, способствующих получению более углубленных знаний.
   Для примера, в нашей школе организован лингвистический спецкурс по английскому языку "British and American Studies. History, Culture and Literature". Также внедряется проект, который мы назвали "Reading Race", нацеленный на большее приобщение учащихся к чтению на иностранном языке. За три месяца детям предлагается не только прочитать как можно больше книг, но и написать по каждой прочитанной книге отзыв, нарисовать понравившегося героя (для более младшего возраста), выполнить разнообразные творческие задания.

- Помимо обязательной учебной программы проводится ли какая-то внеклассная работа?

- Ежегодно проводится Фестиваль песни на иностранных языках, где учащиеся в театрализованном варианте представляют выбранную ими самостоятельно песню на любом изучаемом языке (английском, немецком, французском). 
   Наши ученики со 2-ого по 10-ый класс могут посещать "Английский Театр", где с ними ставят спектакли на английском языке, работают над произношением, приобщают к культурному и духовному наследию языка изучаемой страны.

- Как осуществляется контроль успеваемости учеников, оценка их знаний?

- В конце учебного года в каждой группе проводится дифференцированный зачет по всем видам речевой деятельности (чтение, аудирование, лексико-грамматические навыки, произношение, письмо) в формате международных экзаменов. Для объективности оценки привлекаются преподаватели, не работающие в данных параллелях. Отдельные этапы финального зачета регулярно проводятся в течение всего учебного года.
   Определенным показателем уровня знаний учащихся является участие в окружных и городских олимпиадах, Интернет-олимпиаде по иностранному языку, в ежегодном интеллектуальном марафоне "Полиглот".

- Нацелено ли обучение в школе на получение учащимися каких-то международных сертификатов?

- Подтверждение уровня знаний иностранного языка признанными международными сертификатами является очень важным моментом в оценке уровня образования как самого ребенка, так и школы в целом. Поэтому во многих частных школах успешно внедряется система сдачи международных экзаменов Кембриджского университета. Это, с одной стороны, мотивирует самих учащихся к более серьезному отношению к изучению иностранного языка, а с другой стороны, гарантирует родителям, что языковая подготовка в школе соответствует международным стандартам.

- С какого класса начинается изучение иностранного языка в частной школе?

- Изучение английского языка начинается еще в группе детского сада, созданного при школе. Здесь дети два раза в неделю в игровой форме изучают названия животных, цвета и некоторые базовые грамматические конструкции. Непосредственное изучение первого иностранного языка по специализированной программе начинается со второго полугодия первого класса, а изучение второго иностранного языка — с пятого класса. С увеличением годов обучения увеличивается количество учебных часов.

- С вашей точки зрения, чем объясняется необходимость изучения нескольких языков в частной школе?

- Бесспорна истина: сколько ты знаешь языков, во столько раз шире твой кругозор. Не случайно в царские времена, когда хорошее образование было доступно лишь одному проценту российского населения, программа высшей школы предполагала изучение как минимум пяти иностранных языков: древнегреческого, латыни, французского, немецкого и английского.
   Знание нескольких языков является своеобразным ключом к информационным ресурсам. Вы получаете возможность свободно ориентироваться в любом информационном потоке, читать специальную литературу, быстро получать необходимые данные, анализировать их и принимать более обоснованные решения.
   Владение несколькими иностранными языками дает вам неоценимые выгоды при трудоустройстве на работу и поиске работы за рубежом. Знания языков может стать хорошим конкурентным преимуществом при построении карьеры как в крупной российской, так и иностранной компании. Возможность свободно общаться с партнерами по бизнесу, принимать участие в международных семинарах и конференциях не только повышает вашу квалификацию, но и делает вас ценным сотрудником в глазах руководства.

- И в завершении нашего разговора вопрос о том, могут ли ученики переходить из государственной школы в частную и как проходит процесс адаптации?

- Да, переход возможен. При поступлении в школу ребенок проходит тестирование, критерии оценки которого разработаны Министерством образования. По результатам тестирования определяют условия обучения ребенка в школе. Это может быть специальная группа, в которой ученик за короткий срок сможет наверстать отставание, или постоянная отдельная группа с учениками сходного уровня. Такая группа занимается по той же программе, что и все остальные, только учитель на какие-то аспекты языка делает больший акцент, отводя на их изучение большее количество времени.
   Если возникает необходимость, то в группе может быть только один человек. Занятия с учеником ведутся по индивидуальной программе. 
   Также школа предоставляет возможность проводить два часа дополнительных занятий в неделю. Во время таких уроков более слабые ученики или пропустившие уроки по болезни, могут нагнать материал, а более сильные учащиеся проделать упражнения продвинутого характера, выполнить творческие задания, поработать с дополнительной литературой.

"Учеба.Ru", 1 января 2007

10 Января 2007