ЕГЭ по иностранному. Бояться нечего!

Тимур Максумович Деветьяров, педагог по английскому и японскому языкам в «Школе Сотрудничества», советует старшеклассникам как не тратить силы на ЕГЭ и ГИА по иностранному языку.

Нормальный ученик на ЕГЭ выглядит напуганным, а всё почему? Потому что любой экзамен – это стресс, и дети пока ещё не умеют готовиться и справляться с ним. Как любой другой взрослый человек, имеющий опыт сдачи кучи экзаменов, тестов, зачётов, контрольных (нужное подчеркнуть), я своим ученикам даю некоторые советы по тому, как подойти к экзаменам с минимальными нервными затратами. Я говорю им, что надо хорошо учиться. Этот совет вызывает дружный хохот и некоторое недоумение – все они слышали эту мудрость примерно 10 тыс. раз, остальные – гораздо больше. Интересует вопрос – что же сейчас-то делать? Экзамен уже рядом, английский за это время не выучить и мандраж не унять.

Во-первых, к ЕГЭ надо готовиться загодя. В большинстве школ, и наша не исключение, дети сдают пробные экзамены. Делают это, по меньшей мере, два раза в год, все работы есть на сайте СтатГрада. Своим ученикам я даю контрольные в формате ЕГЭ на разные виды речевой деятельности в течение года, попутно объясняя критерии оценки работ. Доходит до того, что эти критерии они могут рассказать сами кому угодно и уже знают, на что лучше обращать внимание.

В последний учебный месяц каждый ребёнок (хотя в 17 лет – какой же это ребёнок?) уже в состоянии вычленить проблемы и задавать вопросы предметно. Фактически, май – это большая консультация, в ходе которой мы прорабатываем отдельные аспекты сдачи экзамена. И вот она – финальная консультация: все занятия позади, контрольные написаны, впереди только экзамен. Главные вопросы: нужно ли принять валериану, можно ли взять шоколад с собой и зачем шпаргалки, если есть телефон.

Да, если сильно волнуется, то валериану лучше выпить не перед экзаменом, а в ночь на экзамен, исключительно для того, чтоб выспаться. Алкоголь пить не рекомендую (может они и в шутку спрашивают, но я лучше уж отвечу серьёзно), так как организм будет стараться переработать токсины водки вместо того, чтоб отдыхать. А вот если транквилизаторы выпить перед экзаменом, то общая заторможенность не позволит адекватно работать.

С утра лучше поесть злаков и на десерт – бананы. Овсянка и прочие зерновые обеспечивают стабильный уровень углеводов в крови, что, в свою очередь, обеспечивает работу мозга на длительное время. Бананы помимо обеспечения школьного тельца углеводами, поддерживает уровень гормона серотонина, то бишь хорошего настроения. А вот шоколад, с его быстрыми углеводами, бодрит мозг, но ненадолго, как только действие шоколада заканчивается, мозг хочет покоя в целом и спать в частности.

Хорошая замена злакам – спагетти или спагетти, залитые яйцом. Такое сложное блюдо насытит и мозг, и тело. А если добавить помидоров, специй и присыпать сыром – так ещё и вкусно. Очень.

В ночь перед экзаменом готовиться лучше не надо, но если есть желание, то можно пописать шпаргалки – рукой на бумажке. В этом случае все самые ценные знания вы освежите, а шпаргалка скорее всего не понадобится вовсе. Но хочется отметить, однако, что использование вспомогательных материалов значительно увеличивает шансы вылететь с экзамена. А вычислить самого шпаргалистого ученика ума большого не надо: у таких особенно хитренькие глазки и особо тревожная обстановка вокруг – это видно из любого конца аудитории. Хотите верьте, хотите нет, но даже лопатки выглядят настороженными.

Если на экзамене попадётся трудное задание – надо оставить его на десерт, и, не теряя времени, сделать наиболее лёгкие задачки. Тут же велика вероятность, что где-то на просторах экзаменационных заданий нет-нет, да и попадётся намёк на правильный ответ – такое случается не так уж и редко. Например, ответ на лексическо-грамматическое задание She has never looked ……………children before может содержаться в задании на чтение – They had to hire a woman to look after their babies.

В том случае, если экзамен включает в себя аудирование, то делать его надо с первого прослушивания. Сразу расставьте ответы и при повторном прослушивании только лишь проконтролируйте себя.

Проверять свою работу можно как в самом конце, так и перед написанием письменной части. Бывает так, что тема задания кажется настолько непонятной, что паника поднимается в груди. Скажите ей «стоп!». Возьмите уже сделанное и методично проверьте, можете перенести в листок ответов – это поможет успокоиться и по-новому оценить то, что от вас требуется.

В тех заданиях, в которых встречаются разнообразные формы слов, тоже нет ничего страшного, хоть и орфография и морфология отродясь не были вашим сильным местом. Даже если вы уверены, что приставку и суффикс к слову resist вы в глаза не видели и не знаете, что присоединять – напрягите свою зрительную и слуховую память: напишите это слово в черновике в разных вариантах: unresistible, irresistible, irresistable - и тихонечко его прочитайте. Те варианты, что режут глаз и слух, явно не подходят.

Ну а в целом ЕГЭ – тот же экзамен, который вы писали уже не раз и писать его надо так же – не напрягаясь, не раздумывая над каждой запятой – и помните, что даже если вы не сдадите ЕГЭ, это не значит, что вы не знаете языка. Это значит, что просто сейчас вы не сдали экзамен. Не отчаивайтесь, пересдадите.

planetaedu.ru, 4 июня 2012 

4 июня 2012