Как мы переходили на дистанционное обучение

Как мы переходили на дистанционное обучение

В начале учебного года никто и предположить не мог, что мы будем учить и учиться дистанционно.  Я даже не могу вспомнить,  употребляли ли мы ранее слова «дистанционное обучение», и, если употребляли, то в каком контексте.

Но 16 марта ученикам города Москвы было рекомендовано не посещать учебные заведения, а школам предложено организовать обучение в новом(?)  дистанционном(?) формате.

Наши ученики «пришли» на уроки к учителям, не выходя из дома, уже 17 марта… 350 человек  продолжили учиться, потеряв в условиях неопределенности и перехода из оффлайн в онлайн один учебный день. Всего Один День!

Один день: на анализ ситуации, ответы на вопросы, принятие и исполнение решения!

Позже в одной статье я натолкнулась на мысль, что при правильной оценки эффективности компании, учитываются не только прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, но и скорость принятия решений. Мы всегда знали, что в нашей школе управленческие решения принимаются очень быстро)))… Но, в такой непростой ситуации, повернуть процессы и людей на 180 градусов, не изменяя таким принципам школы, как  качественное образование и честная работа, – это восторг и глубочайшее уважение!

Итак, что мы сделали при организации дистанционного обучения:

1.      Приняли решение сохранить занятия «лицом к лицу».  Для этого выбрали платформу для проведения видеоконференций Zoom. Учителям, ученикам,  да и родителям пришлось на ходу осваивать новые технологии работы!

2.      Полностью сохранили расписание. В условиях неопределенности, чем больше констант, на которые можно опереться, тем лучше. Я считаю, что это наша большая заслуга. Не многие школы смогли это сделать.

3.      Учителями физкультуры, изобразительного искусства, музыки, ритмики, а также психологами было записано большое количество видеоуроков. Для постоянного доступа к этим ресурсам в нашей информационной системе был создан отдельный модуль – «Большая перемена».

4.      Со второй недели в онлайн были переведены занятия дополнительного образования.

5.      Разработчики информационной системы ЭлЖур тоже быстро реагировали на наши  потребности и реализовали идею «Единой точки входа на онлайн-уроки». Это позволило сделать процесс:

·       безопасным: вход в zoom по прямой ссылке из дневника с “зашитым” в ссылку паролем;

·       удобным для учеников и учителей: единый вход через дневник на все уроки без необходимости знать/водить разный десятизначный код на разные предметы;

·       контролируемым школой: школа видит и контролирует действия всех пользователей системы;

·       организованным по единым требованиям: все участники образовательного процесса находятся в рамках единой информационной среды.

6.       Выбирая инструменты, решили следовать принципам минимализма. Меньше ресурсов, меньше платформ, меньше каналов коммуникации. Во многих школах сейчас большая проблема: по 12-15 аккаунтов детей в разных ресурсах, в них путаются родители и дети. Мы оптимизировали и сокращали, отвечая каждый раз на вопрос «зачем?». Таким образом, совместно с коллегами создали список ресурсов, которые решают задачи нашей школы.

7.      Нам удалось не только организовать дистанционное обучение, но и сохранить и преумножить социальный контекст. Были проведены все запланированные внеучебные мероприятия: экскурсионный день, праздник 9 мая, Последний звонок.

8.      В эпоху перемен нужно особенно использовать силу коллектива (еще одна константа). Сила коллектива Школы Сотрудничества  это: профессионализм, высокая степень ответственности, энтузиазм, взаимовыручка, работоспособность и чувство юмора. Сложность задачи помноженная на коллектив нашей школы дали результат, которым можно гордиться. Это был не День открытых дверей, это были 51 День открытых окон! Школа проводила по 1251 онлайн-урок в неделю! И за каждый урок, благодаря коллегам, я испытываю гордость!

 

Несколько личных парадоксальных открытий. Во-первых, удаленная  работа сближает. Во-вторых, такая работа, как увеличительное стекло, проявляет все личные качества человека.

И последнее. Если представить цепочку образовательного процесса, то она выглядит так:   содержание – организация – технологии.  В то время,  когда обучение строилось исходя из технологических возможностей, инструменты и ресурсы, тем не менее, не стали  решающим фактором. Организация и содержание образования оказались важнее! А с технологиями мы разберёмся! Уже разобрались…

17 июня 2020