Выберите работу, которую вы любите и вам никогда не придется работать
Конфуций
Выбор профессии и ВУЗа волнительное и очень ответственное дело, от которого зависит будущее вашего ребенка. Давайте рассмотрим шаги, которые помогут вам успешно справиться с этой задачей.
Как часто в жизни мы застреваем, чувствуя, что просто не можем сделать выбор. Вспомним буриданова осла: он так и умер от голода между двумя стогами сена!
С проблемой выбора мы сталкиваемся постоянно: что одеть, это тёмное платье или весёленький костюмчик в горошек? Покупать автомобиль этой модели или поискать что-то лучшее по такой же цене? Выборы, выборы, выборы... Сколько сил, времени и энергии отнимают они, загоняют нас в стресс, ставят в тупик...
А как выбрать дело всей жизни – профессию? в какой институт поступить? Этот вопрос становится архиважным для старшеклассников и их родителей, ведь «ошибка» может слишком дорого стоить: это и деньги, и нервы, и часто неудачная судьба!
Людмила Николаевна Ситнова, специалист по возрастной педагогике «Школы Сотрудничества» дает советы в непростом деле профориентации.
1 шаг. Выбор как проблема. Как научить ребенка выбирать?
Как вы думаете, ваш ребенок делать выборы и принимать решения? А если нет, как его научить этому? А у вас в семье кто принимает решения? Кто выбирает ребенку кружки? Друзей? Вы или он сам? Один мудрец сказал: «Если хотите развалить дело, поручите его сразу двоим».Если вы вдруг обнаружили, что ваш отпрыск ничего не хочет и не может, посмотрите, может быть вы сами хотите за него? А у него так и не возникли желания учиться? Может быть он в семье все еще «маленький», «младший»?
Если у вас происходит что-то подобное, стоит задуматься: кого мы хотим воспитать - самостоятельного и ответственного человека, умеющего решать проблемы или неумёху, лузера? Если вы все решаете за ребенка до старших классов, то готовьтесь сопровождать своё чадо по жизни до самой его пенсии. Но тогда уж точно не стоит рассчитывать в будущем на помощь со стороны детей.
Так как же всё-таки научить их выбирать? Лучше с детства заложить хорошие привычки, которые потом обернутся устойчивыми чертами личности. Советуйтесь с ним, прислушивайтесь к его мнению, дайте ему свободу выбора сначала в малом, заранее зная о возможных ошибках. Какую кашу будешь: манную или овсяную? кого пригласишь на день рождение? в музыкальную школу пойдешь или в художественную? Выбор – это, с одной стороны, свобода, а с другой - ответственность, так как приходится самому отвечать за последствия. Да, сначала ваш ребёнок будет набивать шишки, но так выковывается характер.
Если у вас старшеклассник, и вы обнаружили его беспомощность только сейчас, начинайте постепенно отдавать ответственность за его дела ему. Так вы выигрываете оба: вам точно станет легче, а он почувствует себя увереннее.
В семье Насти, которая училась уже в 9-ом классе, каждое утро разыгрывалась трагедия: она решительно не могла проснуться и отправиться в школу, так как очень поздно ложилась спать. Страдали все домочадцы, а мама в первую очередь, считая своим долгом выпроводить в школу «соню». Она даже обратилась за помощью к психологу. Тот, в свою очередь, спросил: «Школа, - это чья зона ответственности: Ваша или дочери? Я думаю, свою школу и институт Вы давно закончили!» И порекомендовал передать ответственность за подъём дочери вместе с ответственностью за прогул.
Наши подростки требуют свободы, но часто совершенно не готовы нести ответственность за неё. Две недели шла ожесточённая борьба, и, наконец, проблема была раз и навсегда решена. Настя стала вставать сама!
Хорошо, когда у ребёнка есть домашние обязанности – домашние животные, помощь с младшими, уборка. Это воспитывает ответственность и привычку заботиться о других. Характер вырабатывается, когда ребёнок даёт слово и держит его, и прежде всего это актуально по отношению к самому себе. Если ребёнок умеет делать выбор и нести за него ответственность, ему проще будет с выбором профессии.
Как же выбрать дело по душе, которое приносило радость себе и другим? Например, Вуди Ален, успешный американский кинорежиссёр, говорил, что он просто наслаждается процессом съёмок и ещё получает за это приличные деньги.
Подведем итог. Учим ребенка выбирать.
- Воспитываем в ребенке с самого раннего возраста самостоятельность, ответственность. Домашние обязанности он сам может выбрать из предложенных.
- Даём ребенку возможность выбора, например, кружки, секции, друзья, а также выбор в еде и одежде.
- Воспитываем характер, полезные привычки: завершать начатые дела, давать слово и держать его. Это – путь к успеху!
2 шаг. Знаете ли вы своего ребенка и он сам себя?
Уникальность, индивидуальность вашего ребенка.
Как понять, какое дело по душе? Хорошо бы ещё узнать себя получше, свои способности, сильные и слабые стороны. В этом может помочь комплексное психологическое обследование, включающее в себя исследование интеллектуальных способностей и личностных особенностей. Специалист подскажет как, опираясь на сильные стороны, развить другие, выработать черты характера, которые необходимы для той или иной профессии.
Например, у человека с хорошо развитым абстрактным мышлением резко возрастают возможности в освоении любых наук и сфер деятельности, в решении жизненных задач. Гуманитарная специализация (филология, журналистика, искусствоведение) требует хорошо развитого понятийного мышления. Чтобы добиться успеха в общественных науках (истории, философии, социологии, культурологии, юриспруденции, консалтинге) необходимо развивать интуитивное понятийное мышление, осведомлённость, а также образный синтез и абстрактное мышление. В сфере экономики важно иметь хорошо развитые понятийное интуитивное мышление, математическую интуицию и абстрактное мышление. Успехов в управленческой деятельности добиваются люди с хорошей оперативной памятью, практическим интеллектом, а также имеющие математическую интуицию, интуитивное понятийное мышление и образный синтез. Для успешного овладения иностранными языками прежде всего необходимы структурное мышление, оперативная память и интуитивное понятийное мышление.
Профориентационное консультирование поможет понять сначала какой тип профессии ближе вашему ребёнку.
Замечательно, когда у человека есть интересы и хобби, которые потом могут стать профессий. Если есть такая возможность, хорошо познакомить ребёнка с настоящими профессионалами своего дела, которые могут интересно рассказать о нём. Школьные педагоги также могут заинтересовать своим предметом, который в дальнейшем может стать делом всей жизни.
Профессиональным самоопределением стоит заниматься уже с 7-го класса, в 9-м это становится еще более актуальным, т.к. надо решать в какой профильный класс лучше идти. Даже в 11-м классе не поздно еще решиться все изменить.
Подведем итог:
- Узнаём интеллектуальные способности и личностные особенности, которые важны для профессионального выбора.
- В этом может помочь комплексное психологическое обследование.
- Проходим профориентацию, консультируемся у психолога.
- Можем делать это уже в 7-9-ых классах.
3 шаг. Поступление в вуз - не приговор!
Существует множество мифов о трагедиях непоступления – армия сломала жизнь, о том, как человек не достиг своей мечты и стал работать дворником и т.д. Это касается не только непоступления в «заветный» вуз, но и ситуации, когда выбранный вуз или профессия оказались неинтересными. Очень трудно в 16-17 лет сделать какой-то выбор раз и навсегда.
Превращаем эту проблему в новые возможности и действуем:
- Подбираем несколько запасных вариантов, тем самым исключаем стресс от непоступления в желанный вуз.
- Рассматриваем возможность перехода на другую специальность или факультет в этом заведении или перевод в другой вуз.
- А также практически в каждом ВУЗе есть возможность одновременно закончить два факультета, т.е. получить две профессии.
- И, наконец, получив одно высшее образование, поработав по специальности и обнаружив, что хочется заняться чем-то другим, можно освоить другую профессию.
Желаем вам интересных решений в предстоящем профессиональном выборе!
edukids.ru, 4 декабря 2013г.