Перед началом учебного года мамы и папы первоклашек ночей не спят, думая: как все сложится у их чада? Ведь в школе, как в жизни, все может быть: то задачка не решается, то буквы криво скачут по строчкам, а соседку по парте учитель вон как хвалит… Однако неудачи — это не повод опускать руки, — уверены наши эксперты-психологи. И в наших силах помочь ребенку справиться с первыми жизненными неудачами.
Пусть маленькие, но свои
«Главное, родители, — сами не переживайте, — советует Наталья Феликсовна Кацевич, ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества». — С возрастом все люди начинают спокойнее относиться к своим неудачам, и ваша первейшая задача сейчас — самим не нервничать и помочь ребенку научиться контролировать свои эмоции. Как это сделать? Вспомните и расскажите истории из своего детства, как вы реагировали на свои неудачи и что вам помогло справиться с переживаниями. Объясните ребенку, что поражения и неудачи бывают у всех, и ничего страшного в этом нет. Не получилось сегодня, получится завтра. Сегодня быстрее всех решил задачу Вася, завтра — Петя, а послезавтра — ваш сын или дочка. Важно сравнивать достижения ребенка с результатами не соседа по парте, а с его собственными. Год назад, к примеру, ваш сын только буквы знал, а сегодня уже читает бегло. Молодец! Пусть ребенок научится видеть свои, пусть маленькие, но успехи, свой собственный рост. Таким образом, мы придаем ему уверенности в своих силах и возможностях».
«Если родители сами ждут, что ребенок будет лучшим всегда и во всем и дают ему это понять, естественно, что он будет расстраиваться из-за неудач очень сильно, — говорит наш постоянный автор, педагог-психолог Марина Кравцова. — То есть он будет расстраиваться даже не из-за неудач, а от самого ожидания неудовольствия и огорчения родителей, или даже наказания. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать, отчитывать и тем более наказывать ребенка, если у него что-то не получается в школе».
Психологи единодушны в одном: чтобы в школе ребенок философски относился к своим возможным ошибкам и неудачам, лучше всего подготовить его к этим житейским трудностям заранее.
Обыграть игрушку
«Шестилетний Олежка обожает играть в шахматы, — жалуется на приеме у психолога мама. — Но если сын проигрывает папе, то все бросает, плачет, топает ногами и долгое время не подходит к отцу. А мы всей семьей прощения у него просим, ведь у Олежки — стресс!».
«Стресс у Олега — от неумения проигрывать и переживать свои неудачи. А как научить ребенка адекватно реагировать на ситуацию неуспеха, в семье просто не знают, но родители вовремя обратились в нашу психологическую службу, — рассказывает педагог-психолог Наталья Кацевич. По нашему совету родители отвели Олега на шахматный турнир. Здесь ребенок своими глазами увидел, что мастера спорта по шахматам могут как проиграть, так и выиграть. Увидел он и то, как взрослые после проигрыша пожимают руку своему сопернику, поздравляя с победой. Потом мама записала Олежку в спортивную школу, где мальчик стал заниматься плаваньем, дзюдо и шахматами. С тренером у родителей была договоренность о том, что никто Олегу не поддается. В новой для себя обстановке, среди разных людей ребенок постепенно стал спокойнее относиться к своим проигрышам. И через три месяца, проиграв деду в шашки, сказал: «Ничего, в следующий раз попробую выиграть!» .
Чтобы закалить характер, Наталья Феликсовна Кацевич советует предложить ребенку 3–8 лет посоревноваться с самим собой. Хороши для этой цели настольные игры вроде лото, поля чудес, ребусов или кубика Рубика, в которых ребенок играет против самой игры.
Некоторые дети и сами заранее отыгрывают еще до школы все возможные жизненные ситуации, и неудачи в том числе. И это очень полезный опыт, родителям стоит поощрять такого рода игру. «Раньше наша первоклашка Светлана любила соревноваться с игрушками, — продолжает психолог Наталья Кацевич. — К примеру, Света давала плюшевым спортсменам команду «На старт!» — и затем играючи «обгоняла» медвежонка, потом слоника и котенка. А вот львенка ей было так жалко, что девочка давала игрушке возможность выиграть состязания. Придя к нам в школу, Светочка уже спокойно реагировала на неудачи, так как в дошкольном возрасте отыграла все ситуации благодаря своим плюшевым друзьям».
Свержение «царя горы»
Популярная и любимая многими игра «Царь горы» тоже тренинг. Дети в ней стремятся занять лидирующее положение, отстоять свои позиции, а те, кто потерял звание «царя горы», не теряют надежды покорить вершину. «Хотя при поступлении в школу важен позитивный настрой и уверенность, что все будет хорошо, все получится, неудачи и разочарования, увы, неизбежны, — говорит педагог-психолог Марина Кравцова. — В конце концов, в жизни не бывает, чтобы все всегда получалось сразу. Кроме того, прошлый опыт ребенка может сыграть негативную роль в его адаптации к первому классу. Например, если ребенок привык быть в роли «царя горы» (лучшим в детском саду или в студии дошкольного развития), ему будет сложно сразу принять тот факт, что в классе-то есть дети, не уступающие ему ни в чем и даже успешнее его. Возможно, родителям стоит поговорить с ребенком о том, что в этот класс набирали очень способных ребят и как это здорово — учиться в одном классе с такими развитыми и образованными мальчишками и девчонками».
«Павлик — лидер от природы, — приводит пример из практики Наталья Кацевич. — Еще в детском саду он устанавливал свои правила, придумывал игры, забавы для детей. В начальной школе Павлик хорошо учился, принимал участие во всех конкурсах и олимпиадах, девчонки его обожали. Но если Павлика критиковали или он проигрывал, то тут же начинал срываться на близких: с бабушкой огрызался, ссорился с сестренкой, не разговаривал с родителями. Мама Павлика очень переживала, видя, как сын страдает из-за неудач в школе. По совету наших психологов, Пашу записали на занятия в художественную студию. И мальчик нашел себя: он сейчас хорошо рисует, начал писать стихи, играть на гитаре. Педагоги творческих специальностей стали для Павла «центром» новой жизни. Они могли давать конструктивные советы, указывали на ошибки. И мальчик воспринимал критику новых для него людей не так болезненно, как от родителей».
Первоклассные правила для родителей
Вы уже купили ребенку школьную форму, ранец и канцелярские принадлежности? Отлично! Но не надо думать, что этим ваш вклад в подготовке малыша к новому этапу жизни исчерпан! Папам и мамам первоклассников просто необходима особая психологическая подготовка. Первоклассными правилами с нашими читателями поделилась педагог-психолог Марина Кравцова.
Родители должны понимать, что сразу стать аккуратным, внимательным и дисциплинированным малыш не сможет. Ему понадобится время (и не один месяц!). По статистике, первые полгода-год уходят у первоклашек на адаптацию к новой, школьной жизни. Как бы ни был ребенок хорошо подготовлен к учебе, к какой бы нагрузке он ни был привычен, жизнь школьника — это совсем иное, нежели жизнь дошколенка. Другое расписание, другие требования, другая нагрузка. Пять дней по 5–6 часов среди людей и строгих правил (не опаздывать, по 45 минут сидеть, быть внимательным, выполнять инструкции), потом уроки, у многих первоклашек после уроков еще и дополнительные занятия. Если пропустил день-другой — надо «догонять» одноклассников, заново привыкать. И еще оценки добавляют переживаний. Хоть их и нет официально, все равно каждая работа оценивается и учителем, и родителями, ребенок вполне отчетливо понимает, когда он с заданием справился не очень хорошо. Терпение, время и поддержка со стороны родителей — вот что нужно ребенку для успешной адаптации к роли ученика первого класса.
Как родителям необходимо вести себя в случае неудачи, провала первоклашки?
Объясните ребенку, что не надо стремиться быть во всем лучшим. Пусть ребенок почувствует себя успешным в чем-то одном (математике, чтении, рисовании, физкультуре), тогда ему будет легче отнестись к неудачам в других предметах. Более того, появятся желание и душевные силы постараться и их подтянуть.
Естественно, что неудачи, невыгодное сравнивание себя с одноклассниками приводят детей в отчаяние. Появляется желание махнуть рукой: все равно, мол, не получится ничего. Предложите ребенку вспомнить, как он когда-то, например, учился кататься на велосипеде (или читать). Сначала у него не очень получалось, иногда казалось, что вообще не выйдет. «А сейчас как хорошо ты это делаешь!» — похвалите малыша. С любым новым делом всегда так — сначала не получается, но если продолжать попытки — постепенно все получится.
Объясните ребенку, какой полезный опыт он приобрел сейчас своей неудачей. Например, теперь и вам, и ему ясно, что просто прочесть стихотворение несколько раз недостаточно для того, чтобы его хорошо запомнить и хорошо рассказать перед классом. В следующий раз, чтобы выучить стих наизусть, вы примените другой метод — и результат будет лучше.
Обратите внимание ребенка на то, что у всех людей разные способности. У одних без особого труда получается аккуратно писать, другие задачки щелкают как орешки, третьи легко запоминают и пересказывают тексты. То есть что-то в жизни дается легко (и у вашего ребенка тоже есть такая область), а для того, чтобы добиться успеха в остальном, надо приложить немало усилий.
Поощряйте и отмечайте малейшие успехи ребенка в сложных для него сферах учебной деятельности. Сравнивайте ребенка только с ним же самим на ранних этапах обучения («Смотри, в сентябре тебе было сложно написать несколько аккуратных букв, а сейчас ты пишешь гораздо аккуратнее и быстрее»).
Наберитесь терпения и не отчаивайтесь, если неудачи у вашего чада кажутся бесконечными. Вспомните себя, например, когда вы устроились на новую работу. Ведь даже вам, опытному, образованному, взрослому человеку, потребовалось время, чтобы привыкнуть к коллективу и включиться в работу. А теперь представьте, каково же вашему первоклашке?!
Золотые правила
✓ Не делайте акцент на неудаче. Ребенок любого возраста должен знать и верить, что родители любят его вне зависимости от того, что кто-то лучше него выступал на утреннике и какую оценку он принес домой. Дерзать и замахиваться на большое легче, когда родители являются твоим надежным тылом.
✓ Будьте внимательны: не всегда переживания ребенка связаны с неуспехами в школе. На самом деле причина плохого настроения может крыться в плохом самочувствии, обиде на одноклассников. А может, ребенок влюбился или подрался?.. Вопросы о причинах обиды надо задавать аккуратно: детсадовцы могут просто не понимать, что их так расстроило; а подростки воспримут ваши расспросы как вторжение на их территорию. Лучше посочувствовать и дать ребенку время успокоиться.
✓ Помните: ребенку можно и нужно проявлять свои чувства (плакать, сердиться, выражать свои эмоции). Неправильно ругать его за это: «Плакса, мне стыдно за тебя!» Ваша задача — вселить в сына, дочку надежду. Приведите пример известных спортсменов, артистов, политиков, полководцев, которые смогли сделать выводы из своих поражений — и это привело их к будущим победам. Родители должны подсказывать своим детям, как реагировать на неудачи. Достойно проигрывать — это сложный навык, но он не появится за год или за два.
✓ Утешать ребенка нужно максимально ДЕЛИКАТН О. Некоторые слова утешения могут ранить сильнее причины. «Так вот вы на самом деле как обо мне думаете! что я вооб- ще неудачник!» — может решить подросток.
✓ Иногда неудачи ребенка означают — то, чем он занимается, ему просто не по силам или не интересно. Например, занятия математикой очень нравятся папе-технарю, но дочка на них скучает. В этом случае взрослым имеет смысл проанализировать свое поведение, пересмотреть свои требования к наследникам. Может, стоит нанять дочери репетитора или записать ее в театральный кружок. Успехи на сцене повысят самооценку девочке лучше, чем пятерки по нелюбимой математике.
Журнал "Расти, первоклашка", август-сентябрь 2013