Родители мечтают,а дети страдают…
Большинство родителей мечтают о том, чтобы у их детей было успешное будущее. «Правда, некоторые ошибочно полагают, что, отдав ребенка в супергимназию, решают разом все проблемы его будущего,— говорит Надежда Николаевна Качуренко, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 235 ЦАО г. Москвы.— Но бывает и так, что отпрыск просто не тянет сложную программу. Чрезмерная нагрузка, недосыпание приводят к снижению памяти, внимания, а следовательно, работоспособности ученика. Утомление и недовольство собой накапливаются, все заканчивается нервным срывом. И ребенок отказывается идти в школу».
Что же делать? Надежда Качуренко советует составить грамотный режим дня и строго его придерживаться. Нужно обеспечить ребенку здоровый сон, здоровое питание и двигательную активность на свежем воздухе. «Выбирая дополнительные занятия, отдавайте предпочтение спортивным секциям, где ваш ребенок будет выплескивать заряды энергии и удовлетворять биологическую потребность в движении,— говорит педагог.— Относиться к ребенку нужно не с позиции будущего, а с позиции настоящего.
В ваших силах сделать все, чтобы сын или дочка чувствовали себя сейчас комфортно и уверенно в классе. А если ваш ребенок гениален, то его способности будут замечены и в обычной школе. И никогда не поздно перейти в школу с углубленной программой».
«Дима ленив, заставить делать уроки его невозможно, все время он отвлекается с уроков на игры или телевизор. Мы всей семьей ходим за ним, упрашиваем делать домашнее задание»,— сетует мама 6-летнего первоклашки.
Казалось бы, почему первоклашка не хочет делать уроки? Ведь малыш только начал учиться, да и оценок ему не ставят. «Причина вовсе не в сложности программы обучения, принятой в школе,— рассказывает Наталья Феликсовна Кацевич, ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества».— Ребенок пошел в 1‑й класс в шесть лет и просто психологически не был готов к школьному обучению. А то, что он умеет читать, писать, считать, не означает, что наступила школьная зрелость». Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной (успешно осваивать школьную программу), эмоционально-волевой и социальной (справляться с новым для себя режимом, уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников) зрелостью.
Вот что советует педагог-психолог Наталья Кацевич родителям первоклашек:
- «Во-первых, следите за тем, чтобы к ребенку предъявлялись единые требования как со стороны близких, так и со стороны учителей (не заставляйте чадо писать не строчку в прописи, а страницу; переписывать помногу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально);
- Во-вторых, контролировать первоклашку необходимо ненавязчиво (если Дима забывает сделать все уроки— смотрите сами задания в дневнике и через некоторое время проверяйте их выполнение);
Обязательно устраивайте малышу перерыв между уроками». Можно минут 15 поиграть, попрыгать, похулиганить, наконец, чтобы спустить пар. Главное, не затягивать уроки до позднего вечера (лучшее время для выполнения домашних заданий— от 15:00 до 17:00), иначе ребенок не выспится, утром будет капризничать, в школу пойдет с плохим настроением. А если ребенок чего-то не понимает в заданиях? Доброжелательно, терпеливо объясняйте, посоветуйте, в каких словарях, энциклопедиях или интернет-источниках он сможет найти подсказку. Конечно, желательно, чтобы к концу первого года обучения школьник стал самостоятельным. Но у каждого свой темп развития: кто-то может обходиться без опеки уже через три месяца, а за кем-то еще годик-другой придется присматривать. Это зависит от типа нервной деятельности, личностных особенностей и физического здоровья ребенка.
Полезные советы для тех, кто провожает ребенка в школу
- Утро доброе!
Возьмите за правило будить ребенка дружелюбно, без ссор, крика и замечаний. Ведь и нам, взрослым, сложно просыпаться по утрам, хотя мы уже совсем не дети. Улыбайтесь, даже если вы сами встали не с той ноги. Замечаний не делайте, не проверяйте с утра портфель (все это надо делать с вечера). - Портфель собираем свечера!
Это правило позволит вам избежать утренней нервотрепки исуеты. - Программируем науспех!
Провожая ребенка вшколу, обойдитесь без нотаций икритики («Надеюсь, сегодня вдневнике не будет замечаний!», «Смотри, меньше пятерки почтению не приноси, вчера доночи стих учили!»). Лучше поцелуйте, пожелайте ему успеха искажите напрощание: «Все будет хорошо, мы втебе уверены».
Папа у васи силен в математике. А Вася?..
Мама Вари школу закончила с медалью, институт — с красным дипломом. От дочери требует таких же успехов. У Вари же учеба идет неровно: явные способности к гуманитарным наукам, а математика не дается. По утрам девочка плачет, в школу ходит без настроения. Как увлечь дочь математикой? С этим вопросом мама Вари пришла к педагогам.
«Нет ничего страшного в том, что Варя по математике будет получать не самые высокие отметки, ведь это не главное в жизни,— спешит успокоить родителей Наталья Кацевич.— Многие родители чересчур завышают планку. И дети боятся получать четверки, так как мама-папа будут ругаться. И оттого не хотят ходить в школу».
И эта неуверенность иногда провоцируется самими взрослыми. «Не будешь писать красиво, позвоню сегодня твоему папе!»— говорит учительница на уроке Пете перед всем классом, чем вызывает у него тревогу и неуверенность. «Будешь долго копаться с задачей, завтра пойду в школу и расскажу все учителю»,— ругает мама своего сына. Или говорит: «Посмотри, как Вася Петров учится: одни пятерки и на все секции успевает!». Очевидно, что критика лишает ребенка уверенности, а вот похвала, даже малая, поднимает его самооценку. И прежде чем сравнивать свое дитя с другими людьми, подумайте, не слишком ли большую ношу вы возлагаете на него? Подъемна ли она для хрупкой детской психики?
Бывает и так, что причина нелюбви ребенка к какому-то предмету или школе в целом возникает из-за того, что у него не складываются отношения с учителем. В этом случае доброжелательный и конструктивный разговор с педагогом (без обвинений типа «Почему вы травите моего ребенка?») позволит выяснить реальные претензии. Не исключено, что «несправедливое» отношение педагога— следствие того, что ваше чадо просто не учит его предмет. А вы сами считаете этот предмет, например технологии или ИЗО, важным? Может, эта небрежность спровоцирована вами? Измените свое отношение — изменятся взаимоотношения ребенка и педагога.
Планируем, контролируем, премируем
Хотите, чтобы дети стали более самостоятельными? Возьмите за правило вместе с ними каждую неделю составлять план (его можно повесить вдетской или на холодильнике): какие шаги следует предпринять, чтобы добиться целей. Ипроконтролируйте, чтобы шаги эти ребенком были сделаны. Каждый шаг отмечайте плюсом. Вконце недели можно подвести итоги. Похвалите и премируйте ребенка! Так у него все скорее получится.
Зри вкорень!
«У 10-летнего Вадима,— жалуются родители,— перед школой чуть ли не каждый день болит живот, кружится голова, нет аппетита». Как выяснил школьный психолог, причина недомогания в том, что уже несколько дней Вадим живет в конфликте с одноклассниками, с педагогом и не знает пути решения проблемы.
Частенько родители во всем винят своего ребенка. «Причина нежелания идти в школу может быть не в ученике, а в школе,— считает Надежда Качуренко.— Например, сложные отношения с одноклассниками. А ведь именно дружный класс оказывается тем магнитом, который притягивает ребенка в школу. Что делать, если у вашего ребенка не сложились отношения в классе? Нужно прежде всего поддержать и выслушать его. Расскажите, как сами выходили из подобных ситуаций. Проанализируйте его реакцию и попытайтесь вместе выработать адекватный выход из положения». Чтобы наладить отношения с одноклассниками, можно устроить вечеринку для ребят, пригласить друзей ребенка в кино или какую-нибудь интересную поездку. План действий стоит обсудить с классным руководителем и школьным психологом. «Учителя в таких случаях проводят классные часы о дружбе, а психологи— игры на сплочение коллектива,— рассказывает Наталья Кацевич.— Возможно, ваш ребенок найдет общие интересы (спорт, музыка, книги, путешествия, животные) с кем-то из одноклассников, и тогда дружба окрепнет».
Не исключено, что сын или дочка не хотят идти в школу, потому что чувствуют особое давление со стороны педагогов. «Если ребенок очень раним и обидчив,— советует Наталья Кацевич,— сообщите учителю и школьному психологу об этих особенностях характера своего чада заранее. Но бывает и так, что ребенок сам конфликтен, обижает одноклассников, может огрызнуться в адрес преподавателей. И нежелание идти в школу— не что иное, как попытка защититься от наказания».
Как бы там ни было, прежде чем делать выводы и принимать решение, выслушайте обе стороны: и чадо, и педагогов. Главное, не затягивать эту ситуацию. Это только увеличит стресс, в котором находятся все без исключения. Если же выясняется, что правда на стороне ребенка, то можно по договоренности со школьной администрацией перевести его в другой класс или даже школу. Его психологи‑ ческий комфорт и здоровье— дороже.
«Прислушивайтесь к жалобам ребенка,— советует Наталья Кацевич.— У него действительно может болеть голова, живот, наступить слабость и переутомление. Тогда стоит обратиться к врачу за первой помощью, а потом искать причины, чем это недомогание вызвано».
Я уже все знаю! Мне в школе скучно!
11-летняя Светлана признается, что не видит смысла в учебе: она собралась в будущем быть ветеринаром — и зачем ей математика и русский язык? Ошибки исправит компьютерная программа, подсчеты сделает калькулятор. Все же есть, что еще надо? Какой смысл ходить в школу?
Казалось бы, школьная программа в последнее время стала сложнее, объемнее; к примеру, в расписание начальных классов добавились иностранные языки, история, информатика. Загруженность детей очевидна, однако бывают и такие случаи, когда им неинтересно учиться. И тут задача родителей и педагогов— вернуть в ребенке этот живой интерес. Помочь увидеть цель обучения и понять, для чего надо уметь преодолевать препятствия.
Как же понять, что интересует ваше дитя? Понаблюдайте за ним, его игрой, прислушайтесь, о чем говорит с придыханием. Выяснив это, договоритесь с учителем, чтобы он дал задание ребенку по любимой теме. Как известно, интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
«Педагоги Светы предложили ей сделать проект как будущему специалисту в области зоологии,— рассказывает Наталья Кацевич.— Девочка не только заинтересовалась этим новым делом, но и блестяще его защитила. Таким образом, она подняла свою самооценку в глазах взрослых и одноклассников. А самое главное — получила удовольствие от проделанной работы и учебы».
И все-таки, чтобы избежать перекосов в учебе, стоит постоянно, ненавязчиво говорить с детьми о том, что знание математики, русского языка пригодятся в жизни (приводите личные примеры). Иностранный язык поможет с комфортом путешествовать по разным странам, а широкий кругозор, хорошо развитая речь— достичь профессионального успеха и обрести новых интересных друзей.
Где справедливость?
На перемене ребята толкались, и Петька нечаянно толкнул Леру, завязалась ссора. Вышла учительница, отчитала Петю, но он все не мог успокоиться и взывал к справедливости, ведь он не один виноват. В результате заработал замечание в дневнике. Расстроился и на следующем уроке стихотворение рассказал сбивчиво, без выражения. Тройка— в дневнике. Домой Петя пришел убитый. «Не пойду завтра в школу!»— крикнул с порога. От мамы получил нагоняй. И только бабушка сказала: «Какой же трудный день был у тебя сегодня, Петенька!»
Конечно, не найдя поддержки у самых близких, Петя впадет в отчаяние и не захочет идти в школу. «Давайте возьмем за правило после школы встречать ребенка с улыбкой, независимо от оценок и замечаний в дневнике,— призывает психолог-педагог Наталья Кацевич.— Если видите, что он чего-то боится, недоговаривает— не давите на него. Дайте время собраться с мыслями и позже вернитесь к разговору о том, что же сегодня произошло. И постарайтесь спокойно во всем разобраться. Ребенок, если он доверяет вам, непременно расскажет о своих проблемах. А ваша задача— услышать его и понять. Попробуйте вместе придумать способы, как наладить отношения с ребятами из класса, как исправить оценку. Если ваш малыш молчит как партизан на допросе, не стесняйтесь поговорить с учителем и выяснить, что же на самом деле такого «страшного» произошло».
Проблемы в семье, например развод родителей, смерть кого-то из близких или появление нового члена семьи (родился малыш или появился приемный, мама вновь вышла замуж), тоже могут спровоцировать нежелание учиться. Что делать? «Ваш сын или дочь должны в полной мере ощутить вашу любовь,— говорит Надежда Качуренко.— И ваша задача— уделять ребенку достаточно внимания и заботы, чтобы он не чувствовал себя одиноким, ненужным».
Если дети отказываются идти в школу, а вы сами не в силах исправить ситуацию, обратитесь за помощью к психологам. Нужно будет терпеливо, добросовестно трудиться вместе с детьми, разогревая их интерес к учебе, налаживая отношения с учителями, одноклассниками. Иногда это трудно, но это окупится сторицей.
Лень не приговор!
Лень, в которой вы обвиняете чадо,— симптом усталости физической идушевной. Но она не приговор. Приучайте детей смалых лет поддерживать свой организм врабочем состоянии. Как? Утром — физкультура, обливание (если позволяет здоровье). Вечером — не поси делки перед телевизором или закомпьютером, а чтение любимых книг, разговор подушам. выходные должны быть выходными, и отдых— это не игра накомпьютере и уж тем более не выполнение уроков. В любом трудном искучном деле учитесь с ребенком находить приятное. Делайте перерывы, чтобы, например, просто поговорить, поиграть с собакой, почитать книгу.
журнал "Расти, первоклашка", февраль 2013