Готовь шубу летом, а ребенка в школу – за год. О том, как правильно подойти к подготовке к школе мы говорим с ведущим педагогом-психологом «Школы Сотрудничества», психологом группы подготовки к школе Татьяной Павловной Скарга.
Ребенок вырос, пора уже присматривать симпатичный рюкзачок и нарядную школьную форму. Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь ваш малыш и насколько он готов к школе? Как правильно подготовить ребенка к этому серьезному этапу в его жизни? Куча вопросов, тревог и волнений. Давайте рассмотрим несколько самых распространенных заблуждений о подготовке к школе.
1. Распространено мнение, что ребенку достаточно уметь читать, писать и считать, и с учебой никаких проблем не возникнет.
Мнение эксперта: это не совсем верно. Ведь готовность к школе – не набор каких-то определенных знаний, а скорее комплекс различных навыков и умений, их полный комплект, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Когда ребенок проходит собеседование при приеме в школу, то проверяют не умение читать и считать, а именно комплексную готовность к началу школьной жизни: физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться, если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может стать основой проблем в обучении, общении со сверстниками, усвоении новых знаний. У будущего первоклассника должны быть сформированы и развиты познавательные и психические процессы: внимание, память, логическое и абстрактное мышление, воображение, а также мелкая моторика и координация движения. К концу дошкольного возраста у ребенка должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас.
В математике важно не обучение механическому счету, а формирование определенных представлений и связей: состав числа, сравнение чисел и величин.
В подготовке к обучению грамоте важно не само умение читать, а владение звукобуквенным и слоговым анализом, умением ясно и четко изложить свою мысль, грамотно строить предложение.
2. Ребенок не ходит в сад и не ходит на кружки. Родители считают, что это пока не важно, что все «успеется».
Мнение эксперта: без усвоения ребенком знаний, ценностей и норм, без обучения поведению в коллективе говорить о готовности ребенка к школе невозможно подготовка детей к школе. Поэтому разумные родители приводят своих малышей в группы подготовки к школе. И это верное решение, потому что даже если у вас бабушка – учитель начальных классов или англоговорящая гувернантка, если в семье много детей и вам кажется, что коллектив у малыша есть, это все равно не то же самое, что социализация в школе. Взрослые и братья-сестры не могут заменить сверстников. Не стоит выращивать «тепличное растение», все равно когда-то он окажется среди посторонних и ему нужно будет правильно строить отношения, искать своё место в коллективе, чтобы иметь возможности для самореализации.
Группы подготовки к школе очень важны для будущей социальной жизни вашего ребёнка. Здесь он переживет и первые успехи, которые значительно повышают его самооценку, и неизбежные трудности. Здесь он встретит своих первых друзей, что особенно важно, если он пойдет в ту школу, куда готовит этот центр развития.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир устроен так, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия с людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе.
3. Родители водят ребенка в школу «куда-нибудь» или приглашают учителя на дом.
Мнение эксперта: в ноябре месяце, когда занятия во всех группах подготовки к школе идут полным ходом, к преподавателю центра раннего развития пришли родители маленькой Маши. Проблема состояла в том, что два месяца назад ее привели на подготовку в хорошую школу – и вот уже которую неделю слушают истерики и категорические отказы ходить на занятия. Причина - строгий преподаватель в группе и авторитарный стиль общения с детьми. Еще не начавший учиться в школе ребенок ее уже боялся и не любил! Первое, что сделали в нашем ЦРР – провели тестирование и консультации педагога и психолога, которые подробно объяснили родителям возрастные особенности, рассказали о групповых и индивидуальных занятиях, о тех знаниях и навыках, которые детки приобретают здесь.
Первые несколько месяцев занятий Маша находилась под пристальным наблюдением нашей психологической службы. Главную роль в адаптации сыграло то, что дети группы с радостью встретили новенькую. Психолог провел несколько групповых занятий, где каждый ребенок смог почувствовать себя важным членом группы. Крайне важно, чтобы обучение приносило положительные результаты не только в письме, чтении и математике, но и радость от общения с преподавателем и друзьями.
4. Мой ребенок еще такой маленький, несамостоятельный!
Мнение эксперта: позвольте ребенку стать более самостоятельным и значимым! Родителям крайне важно понимать, что группа подготовки – это первое ВЗРОСЛОЕ ДЕЛО вашего малыша. Он ходит не за вами, а сам. Это его первые учителя, его первые друзья – БЕЗ ВАШЕГО УЧАСТИЯ! Он учится общаться, играть вместе, выяснять отношения, разрешать конфликты. Он учится соблюдать правила и нести ответственность за свои действия. Не этого ли мы все ждём в будущем от своих детей?
Даша – любимая дочка всей семьи. Настолько, что шагу самостоятельно ступить не может. Бабушка кормит ее с ложки, мама шнурует ботиночки, рисунки с ней делает дедушка-художник, подправляя линию или цвет. Все потуги девочки стать самостоятельной пресекаются на корню. Даша очень хочет в школу, думает, что там ей нравится всё делать самой, потому что она учится новому, стать взрослой.
В первый день в нашем ЦРР девочка присматривалась, но не общалась, не чувствовала себя свободно. Но остальные ребята с удовольствием знакомились и играли вместе, затем начались занятия и… девочка очень удивилась, что никто не заставляет кушать и спать, но зато есть своя собственная парта и даже своя собственная тетрадка. А ещё за хорошо выполненные задания можно получить веселые «солнышки». И сегодня их у Даши целых три.
В беседе с психологом мама, не скрывая своего удивления, рассказывала, как быстро дочка стала самостоятельной и как ей нравится ходить на занятия, и как забавно она играет в школу со своими куклами. Психолог посоветовал маме поддержать Дашины начинания, рассказал, насколько важно для ребенка в этом возрасте наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач, проявление самостоятельности: всё это залог успешности в школе, ведь выполнение домашних заданий, участие в уроке – это работа ребенка, а не мамы и работа серьезная. Научив детей самостоятельности, мы позволяем им чувствовать себя уверенно.
5. «Ничего такого особенного группы подготовки не дают. Счетом и письмом и я с ребенком могу заняться!»
Мнение эксперта: группы подготовки к школе – это модель всей будущей учебной деятельности. Они не только развивают интеллектуальные возможности ребенка, но и помогают заранее моделировать ситуацию учебной деятельности, где от ребенка требуются навыки общения с новыми детьми и взрослыми, где необходимо выполнение требований учителя, усидчивость и концентрация внимания. Так же в группе подготовки формируется отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к учебным предметам.
Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально-психологическая атмосфера урока. Ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, максимально раскрывает свой потенциал и получает положительные эмоции от процесса обучения. Именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Успех приводит к эмоциональному подъёму, который испытывает человек в результате выполненной работы. В следующий раз малыш с удовольствием возьмётся за подобную работу. Следовательно, каждый успех мотивирует ребенка на будущую деятельность. Преподаватели «Школы Сотрудничества» нацелены именно на такой результат, личностно-ориентированный, где ребенок является субъектом (т.е. активным участником) процесса.
Отдавая ребенка на занятия по подготовке к школе, вы поможете малышу легко и радостно приступить к обучению в школе. Так что нулевой класс на самом деле не нулевой, а СТАРТОВЫЙ.
ucheba.ru, 28 ноября 2012