В помощь родителям, ищущим «первоклассную» школу для своего чада, мы продолжаем публикацию материала, специально подготовленного для нашего журнала группой социологов под руководством доктора социологических наук, профессора кафедры социологии МГИМО Антонины Вячеславовны Носковой. В прошлом номере мы упоминали о различных вариантах общего государственного образования — лицеях, гимназиях, прогимназиях и т.д. А теперь речь пойдет о частном образовании. Наши эксперты выяснили, по каким критериям стоит выбирать общеобразовательное учреждение, и составили рейтинг лучших частных школ столицы.
От Х века до века ХХI
Сначала о том, что такое частная школа. Частная школа — это общеобразовательное учреждение, принадлежащее не государству, а частным лицам, благотворительным, религиозным организациям, фондам. Частные школы не финансируются государством и практически не подчиняются ведомственному государственному контролю. Они зависят от покупателя образовательных услуг и определяют приоритеты своего функционирования и развития образовательными и воспитательными запросами своих целевых групп.
Первые несколько частных школ в новой России появились в 1989 году, а сейчас только в Москве их насчитывается около 300. Это примерно пятая часть от всех ныне существующих столичных школ, включая государственные учреждения. Однако интересно вспомнить, что исторически частное образование в нашей стране предшествовало появлению государственных школ. До начала XX века сама идея образования рассматривалась как нечто элитарное, недоступное большей части населения Российской империи. Изначально частное школьное образование было неразрывно связано с церковью и появилось в виде монастырских и церковных школ (X–XV века). Церковь в то время была основной носительницей и хранительницей знания. Но уже с XV по XVIII век происходит постепенное обмирщение социальной и духовной жизни российского общества.
В XVIII веке с приходом к власти Петра I образование становится еще более светским. В систему образования привносятся такие особенности, как заимствование иностранных компонентов, многими частными школами руководят иностранцы. Кроме того, в первой половине XVIII века появляются учебные заведения несколько нового типа: пансионы и лицеи. Они решают узкую социальную задачу обучения детей дворян и разночинцев. Вплоть до 1917 года частное образование в России активно развивалось, различные общественные организации получили доступ к системе образования и «образовательным делам». После Октябрьской революции было введено всеобщее государственное начальное и среднее образование, и система частного образования практически на 70 лет прервала свое существование. Сейчас она вновь возрождается, но уже в ином социально-экономическом и политическом контексте.
Почему сегодня некоторые родители выбирают для своего чада частную школу? Возможно, одних привлекают новые образовательные технологии, внедряемые в таких школах, других — комфортность обучения для детей, третьих — индивидуальный подход к ребенку, четвертых — возможность дать ребенку уникальное образование, пятых — престижность учебного заведения и элитное сообщество.
Если родитель имеет внутренние мотивы и, конечно, финансовые возможности определить свое чадо в частную школу, то он, так же как и в ситуации с государственными школами, встает перед проблемой выбора, в какое заведение его отдать.
Выбор частной школы — дело, пожалуй, даже более сложное, нежели выбор государственной. Хотя таких школ объективно меньше, зато гораздо больше риск запутаться в громких рекламных обещаниях, маркетинговых ходах, ярких сайтах.
Выбираем с умом
На что же следует обращать внимание при выборе частной школы для своего будущего ученика или уже состоявшегося школьника в первую очередь? Давайте разберемся.
Стоимость обучения
Определитесь заранее, в рамках какой ценовой категории вы будете осуществлять поиск образовательных услуг для ребенка. За последние годы число частных школ значительно возросло как в сегменте школ класса премиум (от 30 тысяч рублей в месяц), так и в сегменте «бизнес» (до 30 тысяч рублей в месяц). Чем выше стоимость обучения, тем больше требований вы вправе предъявлять к техническому оснащению заведения, питанию, уровню медицинского обслуживания и, главное, организации образовательного процесса. Имейте в виду, что поступление в подавляющее большинство частных школ предполагает единовременную выплату вступительного взноса. Средний размер подобных взносов — около 100 тысяч рублей, однако эта сумма может существенно варьироваться в зависимости от статуса школы. Наличие и величину вступительных выплат во избежание недоразумений следует уточнять у администрации школы заранее, до момента заключения договора. Кроме того, необходимо поинтересоваться и о возможной перспективе дополнительных расходов в течение учебного года: предполагаемые экскурсии, путешествия и дополнительные образовательные услуги, изначально не включенные в стоимость обучения, могут обернуться весьма существенными затратами. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что некоторые частные школы периодически объявляют конкурсы на право обучения детей в учреждении с существенной скидкой или бесплатно.
Наличие лицензии и аккредитации у образовательного учреждения
Лицензия — документ, дающий право на осуществление образовательной деятельности, является необходимым условием функционирования любой частной школы. Аккредитация, в свою очередь, подтверждает должное качество образовательных услуг и право выдачи аттестатов установленного образца. Обязательно ознакомьтесь с этими документами при заключении договора на обучение ребенка в той или иной школе.
Необходимость рекомендаций
Некоторые частные школы практикуют требование рекомендательных писем как одного из условий зачисления ребенка в школу. Обычно это касается дорогих частных школ, где стремятся сохранить элитарность учебного заведения. Обращайте на это внимание при выборе школы, чтобы заблаговременно получить рекомендации в случае необходимости.
Режим работы школы
Перед началом поиска частной школы определитесь: какой режим пребывания учащихся в учебном заведении оптимален для вас и ребенка? Частные образовательные центры могут функционировать как в режиме обычной школы (пребывание ребенка с утра до окончания учебных занятий; включает, как правило, завтрак и обед), так и в режиме полного пансиона (пребывание ребенка в школе все дни, включая выходные), пансиона (пребывание на протяжении учебной недели), полупансиона (с утра до 18–20 часов). Стоимость обучения и содержания может существенно варьироваться от выбранного вами режима.
Преподавательский состав и качество образования
Обратите внимание на качество и количество учителей в школе. С осторожностью относитесь к отзывам на различных сайтах: в конкурентной борьбе все средства хороши, и недобросовестные учебные организации могут этим пользоваться. Постарайтесь посетить школу не столько с намерением внешнего «осмотра» и общения с администрацией, но и с целью знакомства с учителями, а при возможности постарайтесь поприсутствовать на открытом уроке. Частные школы, заинтересованные в сотрудничестве, с радостью пойдут вам навстречу.
Программа обучения
Преподаватели и методисты частных школ бывают настолько оригинальны в методике обучения предмету, что выходят далеко за рамки государственных стандартов, предусмотренных Министерством образования Российской Федерации. К сожалению, это часто приводит к тому, что ученики, например, 6-го класса частной школы по уровню имеющихся знаний могут быть приняты только в 5-й класс общеобразовательной государственной школы. Оптимальным в образовательном процессе является рациональное сочетание оригинальных методик и следования государственной программе обучения.
Индивидуальный подход
В рекламе и на сайтах практически всех частных школ можно увидеть словосочетание «индивидуальный подход», но на деле это может оказаться не совсем так. Конечно, в классах из 6–10 учеников и спрашивают чаще, и объясняют дольше, и в идеале учителя знают все проблемные места каждого ребенка. Однако в строгом смысле, с точки зрения педагогики, индивидуальный подход должен предполагать наличие «личного» плана обучения у каждого ученика и определенных методик преподавания в арсенале преподавателя того или иного предмета. Поинтересуйтесь, что представители заинтересовавшей вас школы подразумевают под «индивидуальным подходом» и как он реализован в данном учреждении на практике.
Здание, в котором располагается школа
Немногие частные школы Москвы сегодня имеют собственное здание, большинство частных школ располагаются в арендуемых помещениях государственных школ либо детских садов. Безусловно, наличие собственного здания, построенного и спланированного по специальному проекту, отразится на стоимости обучения в образовательном учреждении, однако сведет к минимуму возможность возникновения имущественных споров между арендодателем и арендатором
Срок существования школы
Недавно созданные частные школы привлекают свежими классами и спортзалами, новейшим оборудованием и зачастую скидками. Однако надежнее все-таки обращать внимание на школы с более длительной историей. Как минимум один успешный выпуск учеников может сказать о школе больше, чем ворох рекламных проспектов о школах-новичках.
Критерии объективные и субъективные
А дабы вам было проще ориентироваться в море образовательных услуг частного образования, мы провели социологическое исследование, по результатам которого выявлены 30 лучших частных школ Москвы. Рейтинг был составлен по следующим объективным и субъективным критериям, а именно:
- срок существования и функционирования школы на образовательном рынке;
- количество предлагаемых иностранных языков;
- качество питания;
- наличие и количество вузов, с которыми сотрудничает школа;
- инфраструктура школы;
- охрана школы;
- наличие транспорта и доставки детей в школу и домой;
- количество кружков и секций;
- количество отрицательных интернет-отзывов про школу;
- наличие школы в рейтинге 300 лучших школ Москвы, составленном столичным Департаментом образования.
Рейтинг лучших частных школ Москвы
1 | «Школа Сотрудничества» | 75 |
2 | Ломоносовская школа | 73 |
3 | Московская экономическая школа | 68 |
4 | Школа «Золотое сечение» | 65 |
5 | Частная школа «Самсон» | 65 |
6 | Международная общеобразовательная школа «Интеграция ХХI век» | 63 |
7 | «Татьянинская школа» | 63 |
8 | Славяно-англо-американская школа «Марина» | 60 |
9 | Московский лицей «Ступени» | 59 |
10 | Частная школа «АЛЕФ» | 58 |
11 | «Европейская гимназия» | 55 |
12 | Классический пансион МГУ им. М.В. Ломоносова | 53 |
13 | Частная школа «Разум-Л» | 53 |
14 | Пироговская школа | 53 |
15 | «Британская международная школа» | 53 |
16 | НОУ СОШ «Новая Гуманитарная Школа» | 52 |
17 | Частная школа «Надежда» | 51 |
18 | Частная школа «Пенаты» | 50 |
19 | Частная школа «Петровская школа» | 50 |
20 | Частная школа «Образование Плюс» | 49 |
21 | Частная школа «Знайка» | 49 |
22 | Частная школа «Данко» | 49 |
23 | Частная школа «Муми-Тролль» | 48 |
24 | Частная школа «Уна» | 47 |
25 | Частная школа «Приоритет» | 47 |
26 | Частная школа «Наши Пенаты» | 47 |
27 | НОУ лицей «Москвич» | 45 |
28 | Частная школа «Бакалавр» | 44 |
29 | Московская классическая гимназия | 44 |
30 | Частная школа «Фристайл» | 36 |
Методика составления рейтинга
Процесс построения рейтинга и начисления баллов происходил в несколько этапов.
На первом этапе был составлен общий список всех частных образовательных учреждений, находящихся на территории Москвы, имеющих лицензию и аккредитацию.
На втором этапе каждая школа из полученного списка была проанализирована на предмет «образовательной репутации». Из списка были исключены школы, имеющие значительное количество негативных отзывов, нарушающие условия заключаемых договоров, испытывающие затруднения материально-технического плана и т.д.
На третьем этапе каждой из оставшихся школ начислялись баллы в соответствии с перечисленными выше критериями. Итоговый балл есть сумма баллов по отдельным показателям.
По критерию «срок существования на образовательном рынке» школе присуждалось количество баллов, равное количеству лет ее функционирования.
По критерию «иностранные языки» школе начислялось количество баллов, равное количеству языков, которые школа предлагает на выбор для изучения. Как правило, почти во всех частных школах с первого класса дети изучают английский язык, а затем со второго либо четвертого-пятого — второй иностранный, в некоторых — третий иностранный на выбор или факультативно. Если школа предлагала английский как основной, а потом на выбор, например, французский, немецкий либо испанский, то школе прибавляли еще 4 балла за четыре дополнительных иностранных языка.
Рассматривая такой параметр, как питание, школе давалось два, три, четыре или пять баллов в зависимости от количества приемов пищи, организуемых школой. Так как все частные школы предоставляют возможность работы в режиме полупансиона, то данное сравнение можно считать значимым. По баллу было прибавлено за каждый вуз, с которым официально сотрудничает школа.
Еще балл — если в данной частной школе качественно организована охрана.
В три балла оценивалось наличие у школы собственного транспорта и системы доставки детей в школу и домой (если такая система у школы была, то к рейтингу прибавлялось еще 3 балла, если нет — 0).
Так как все частные школы практикуют во второй половине дня дополнительные культурно-образовательные и спортивные занятия, то за каждый кружок и секцию школе прибавлялся еще один балл (то есть если в школе 10 секций, то она получает плюс 10 к рейтингу).
Инфраструктура частных школ оценивалась по 10-балльной шкале в зависимости от уровня технической оснащенности учреждения.
И наконец, дополнительные 10 баллов в представленном рейтинге получали школы, вошедшие в список лучших школ города Москвы, опубликованный на сайте столичного Департамента образования в прошлом году.
Татьяна Викторовна Стрункина, директор «Школы Сотрудничества»
— Что должна сделать семья, чтобы подготовить ребенка к поступлению в частную школу?
— Прежде всего необходимо определиться с выбором хорошей школы. И если вы посетили дни открытых дверей, с ребенком побеседовали педагоги и психологи и вы нашли взаимопонимание с учителями и администрацией, то стоит отдать малыша в группу подготовки к школе или в детский сад при школе хотя бы за год до 1-го класса. Тогда вашего ребенка будут обучать не только чтению и счету, но и займутся всесторонним развитием: памяти, мышления, внимания, воображения, моторных навыков, волевой регуляции, навыков общения, самостоятельности, ответственности, сознательности и т.д. Программа подготовки в «Школе Сотрудничества» составлена с учетом этих требований и опробована более чем 20 годами работы.
— В обществе устоялось мнение о том, что учиться в частной школе могут только дети очень состоятельных родителей.
— Принципиальная наша позиция — для умных детей должны быть предусмотрены возможности зачисления в лучшие частные школы. Поэтому мы проводим Всероссийский интеллектуальный конкурс-игру «ЗУБР» совместно со «Школьной Лигой Роснано». Первый виртуальный этап собрал 69 групповых заявок от школьников со всей России: от Петербурга до Новосибирска и от Мурманска до Южного Урала. А победители соберутся в Москве 31 марта и будут бороться за главный приз — грант на обучение в нашей школе.
— Частные школы подчас выбирают для обучения оригинальные авторские методики. Существует ли такая традиция в вашем учреждении?
— В «Школе Сотрудничества» обучение идет по федеральным программам с использованием авторских методик педагогов школы. За счет часов школьного компонента в начальной школе реализуются программы по логике, риторике, народоведению, интеллектике. С 1-го класса начинается углубленное изучение английского языка, с 5-го класса вводится второй иностранный язык и факультативно можно выбрать изучение третьего иностранного языка, в том числе и японского. В средней школе ведутся элективные курсы по таким предметам, как история, языкознание, культурология и др. В 8-м классе начинается предпрофильная подготовка — углубленное изучение математики или предметов гуманитарного цикла. А старшая школа представляет собой многопрофильную модель образования.
Елена Михайловна Клепикова, директор НОУ «Центр развития и образования «Элитора»
— Дошкольное детство — важнейший этап в становлении человека, период, когда закладываются основы интеллектуального, нравственного развития личности. И этот возрастной этап необходимо прожить полноценно, насыщенно, психологически комфортно. Ребенку тяжело адаптироваться, попав в незнакомую среду.
Поэтому в нашем Центре используется программа «Мир открытий», разработанная Людмилой Георгиевной Петерсон, кандидатом педагогических наук, профессором, директором Института системно-деятельностной педагогики, на основе новейших достижений современной мировой и отечественной науки о дошкольном детстве. Она заключается в непрерывности программ дошкольного образования и начальной школы, что является важным этапом в развитии ребенка.
Мы не ставим цели научить малыша всему как можно раньше, мы стараемся создать условия для саморазвития детей по их возможностям и согласно их желаниям. Мы создали для ребят развивающую среду, в которой им свободно, весело и легко учиться, заниматься творчеством. Для таких детей и сложный период адаптации в 1-м классе пройдет безболезненно.
Кстати, специально для школьников в нашем Центре созданы группы продленного дня, в которых наши педагоги помогают ребятам с выполнением домашних заданий и проводят дополнительные занятия по разным предметам.
источник: журнал "Расти, первоклашка"