- Новое здание было тогда еще не совсем подготовлено к приему учеников, и праздник мы отмечали в парке рядом. Он получился ярким и радостным - настоящий День рождения. С тех пор традиция начинать учебный год необычно осталась, несмотря на то, что школа оснащена всем необходимым. Как известно, в этот день волнуются все, но больше всех - первоклассники. Поэтому каждый год пишется новый сценарий праздника, и любой из них создается, чтобы тепло встретить и ввести "в первый раз в первый класс". А участники праздника - все учащиеся, педагоги и родители. Здесь без чудес не обойтись: чтобы войти в школу. Дядя Федор должен обрести память и узнать свою родную школу. Красная Шапочка - попасть туда, "где дети узнают все на свете" и так далее. Непременными участниками театрализованного представления становятся сами первоклашки. Они вообще весь этот день - самые главные ученики. После спектакля для них устраивают экскурсию по всей школе, водят во все классы на уроки, знакомят со всеми учителями - словом, посвящают в ученики.
- Ваша школа была создана в один из тех моментов в жизни государства, которые принято называть "переломными". У рожденных "в эпоху перемен" - особая судьба...
- С самого начала мы отличались от "типичного среднего учебного заведения". Начнем с того, что наша школа была создана по авторскому проекту, и проект этот был признан лучшим на Всесоюзном конкурсе. В течение первых трех лет она существовала в качестве государственной экспериментальной языковой школы. Эксперимент (не над детьми, а ради детей!) включал в себя три вида взаимодействия ученика и педагога, условно именуемые "школа", "лаборатория", "клуб". В перспективе хотелось из этих трех составляющих создать нечто новое - школу. Та атмосфера, что была тогда в обществе - стремление к переменам и желание им способствовать, царила и в школе. Это была атмосфера творчества - как для учеников, так и для учителей. Отрабатывались не только новые технологии, но и новые формы проведения учебных занятий.
Но время шло. После выхода закона "Об образовании" по решению общешкольной конференции педагогов и родителей школа поменяла свой юридический статус, перейдя в разряд негосударственных образовательных учреждений г. Москвы. Учредителем стала фирма "ГЕМ" во главе с Хануховым Михаилом Измаиловичем. В настоящее время фирму возглавляет его дочь и преемница Лариса Михайловна Ханухова.
Это решение было предопределено: школа явно не вписывалась в рамки государственной системы. Мы собирали учеников со всей Москвы, учили их по другим программам… И как только для этого появилась правовая основа, с января 1993 г. школа "на законных основаниях" стала тем, чем она по своей сути и была. Название мы оставили прежним - "Школа Сотрудничества".
- Название определяет лицо школы. Что лично Вы вкладываете в понятие сотрудничества?
- Имя нашей школы родилось из технологии развивающего обучения, которое предполагает сотрудничество на уроке. Эта технология требует принципиально другого способа общения между педагогом и классом - не преподавательского монолога, но диалога, в ходе которого достигается новое знание, делаются новые открытия. В идеале - на уроках ученики не должны учить таблицы и правила, они должны сами их выводить.
- Что ж, "время становления" для Школы Сотрудничества благополучно миновало. Какими словами Вы бы определили нынешний период ее жизни?
- "Время осмысления" нашей деятельности, время оглянуться назад, чтобы определить наше место в образовательном пространстве негосударственных школ.
За время, прошедшее с момента основания, школа выросла и окрепла. Руководством успешно решены вопросы аттестации и аккредитации, что позволило школе выдавать выпускникам 9-х и 11-х классов аттестат государственного образца.
Самое главное наше достижение - хорошие показатели. Не те формальные, отметочные. Мы стремимся действительно учить детей, а не "дотягивать" отметки до нужного уровня. Доказательство этому - то, что наши ученики регулярно занимают призовые места в окружных и городских олимпиадах по разным дисциплинам. А наши выпускники поступают в самые престижные, самые "труднодостижимые" вузы Москвы.
- В чем, по-вашему, главная причина успешной деятельности Школы Сотрудничества?
- Лозунг тридцатых годов "Кадры решают все" актуален и сегодня. Отсутствие кадровых проблем - основной показатель устойчивости работы учебного заведения. Если в школе нет случайных людей, а все учителя работают вдохновенно, все - педагоги по призванию, тогда школьники учатся в спокойной обстановке и получают глубокие, крепкие знания. В этом залог успеха любой школы. Наша - не исключение.
Педагогический коллектив с самого начала существования Школы Сотрудничества подбирался на конкурсной основе. Среди наших учителей 4 кандидата наук, 8 отличников народного просвещения, б победителей и лауреатов конкурса "Учитель года" 1996 г. и 1999 г., финалисты и лауреаты городского тура конкурса "Учитель года" 1999 г. и 2003 г., победители окружного тура конкурсов "Учитель года" 1996, 2002 гг. Причем, мы не "скупали" лучших учителей со всего города - весь цвет педагогического состава Школы Сотрудничества выращен в самой школе.
- И какие же качества отличают учителя - "сотрудника"?
- Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга и совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Когда ребенок только приходит в школу, он еще не может оценить профессионализм педагога, но всегда определит, добрый учитель или злой.
Настоящий учитель в процессе обучения заботится о своем ученике, а не о проценте успеваемости. Помимо способности отдать школьнику имеющиеся у него знания и готовности их дать, он должен суметь заинтересовать ребенка. В Школе Сотрудничества учителя такие же разные, уникальные личности, как и их ученики. А самое главное - не случайные люди в школе. Всех педагогов школы объединяют профессионализм и любовь к детям, которые всегда чувствуют, когда к ним относятся искренно. Если обучение идет не только от ума, но и через сердце, и от познания возникает радость - вот истинное сотрудничество. И истинный смысл педагогики.
- Как бы Вы определили стратегическую задачу Школы Сотрудничества?
- Задачи образования на разных эта- пах его истории определяли по-разному. Когда-то на этот вопрос уверенно отвечали, что главная цель - знания, теперь говорят - "развитие". Я считаю, что истинная цель образования - научить детей жить в обществе. (Ведь обучаясь, работая, отдыхая, мы общаемся с самыми разными людьми.) Состояться в личностном плане (безусловно, в это понятие входит и эрудированность), занять активную гражданскую позицию. Надо уметь не только давать знания, но и отыскивать в детях те струны души, которые помогут им раскрыть в самих себе свою уникальность и подарить радость понимания. Это может сделать только человек, любящий детей и свой предмет...
- Как этого достичь?
- С самого первого класса ученик Школы Сотрудничества попадает в атмосферу учебного труда. От преподавателя требуется поставить перед ним учебную задачу, которую школьник должен решить или понять, почему ему это не удается. Это очень важно - видеть результаты своей деятельности. Ведь реальные "плоды просвещения" созревают не только на праздниках, чаще в процессе каждодневной работы с каждым.
- Однако и праздники необходимы...
- Да, очень важно, чтобы праздники, постулирующие ту же систему ценностей, что и учебные занятия, были равноправной составляющей жизни школы. На первое место выходят нравственные понятия - те, которые закладываются в атмосфере открытости, искренности, доверия, понимания - всего того, что называется словом сотрудничество. Кстати, говорят, что дети уже с 1-го класса в состоянии почувствовать атмосферу, понять, что это не только красивые слова, но и принципы, по которым следует строить свою жизнь. В прошлом учебном году мы проводили праздник Сотрудничества, который завершился созданием детьми "Азбуки сотрудничества" и эмблемы начальной школы. И подобные праздники - это часть большой системной работы. То, что открыто и прожито детьми на праздниках, затем имеет естественное продолжение и в учебной деятельности, в общении друг с другом. А сценарии мероприятий берутся не из готовых сборников, а рождаются исходя из конкретных ситуаций жизни школы в данный период. Но не только праздники позволяют всем, кто приходит в школу учиться или учить, чувствовать себя единым коллективом: нет, это достигается всем ходом жизни школы, подчинено времени, месту и конкретной ситуации. Есть в школе и свои традиции. Например, по окончании каждого триместра (мы делим учебный год на триместры, а не на четверти) в Школу Сотрудничества приходит праздник. И каждый раз это новый праздник, совсем непохожий на предыдущие. За их проведение отвечает творческая группа учителей, старшеклассников и выпускников - вместе пишут сценарии, готовят костюмы, рисуют декорации...
Я уже рассказывала о том, как мы отмечаем День знаний. Обычно в школьном "праздничном расписании" за ним следует День учителя. Мы решили, что, по справедливости, должен быть еще один праздник -День ученика.
В этот день старшеклассники сами пробуют себя в роли преподавателя. Это не игра - они действительно готовятся к урокам, проводят их. Как правило, после этого им гораздо легче понимать учителя, общаться с ним. И, как и полагается на празднике, не обходится без приятных сюрпризов учителям от учеников. Ведь педагоги этого заслужили. Вот пример сенквейна - пятистишия, сочиненного экспромтом в радостные минуты праздника в этом году:
День учителя!
Волнующий, радостный!
Тревожит, удивляет, вдохновляет.
Мы чувствуем, что нужны.
Хорошо!...
Почувствовать себя первопроходцем, отважным и смелым, детям позволяет ежегодный поход в Опалиху под веселым названием "Арбузник". Школьники учатся ориентироваться на местности, но еще, что очень важно, эта игра учит их ориентироваться в жизни, чувствовать единение с учителем, видеть взаимосвязь школы и ее выпускников. Все это, в конечном счете, помогает найти себя, свое место в жизни школы.
Это место ученик не теряет, даже когда для него прозвенит последний звонок. Выпускной вечер в Школе Сотрудничества - это торжественное празднество, в котором участвует вся школа. Слова любви и благодарности в этот день звучат не только в адрес учителей, но и нянечек, охранников... Для каждого из выпускников пишется уникальный сценарий. А их у нас много - два класса, около 30 человек.
- Как складывается судьба выпускников?
- Все вышедшие из дверей Школы Сотрудничества обязательно поступают в вузы. Но это не самое главное. Наши выпускники (а у нас их более 200) прекрасно адаптированы к современной жизни, полной потрясений и стрессов. Школа стремилась развить в них умение принимать решения и отвечать за них, анализировать свои действия, открытость, умение общаться - именно те качества и способности, которые сегодня востребованы как никогда.
У наших выпускников есть яркая индивидуальность, которая позволяет им не потеряться на фоне остальных абитуриентов и студентов: их выигрышно отличает не только широкий кругозор, но и отношение к жизни как к бесконечному процессу самосовершенствования, в том числе и нравственного. Благодарность - одно из самых благородных чувств: многие ребята давно окончили вузы, нашли свое место в жизни, но все равно приходят в школу, делят вместе с ней ее будни и праздники.
Выпускники разных лет создали свое неформальное сообщество, можно даже сказать - содружество. Есть у них и свои традиции, например, регулярные игры в волейбол. В этот волейбольный клуб входят и старшеклассники.
- Галина Степановна, Ваша Школа отличается высоким уровнем знаний учеников на всех ступенях образования. Какие задачи ставите Вы перед собой в дальнейшем?
- С этого года школа является городской экспериментальной площадкой по проблеме "Реализация дидактической системы деятельностного метода Петерсон Л.Г. в непрерывном курсе математики и перенос данной технологии на другие дисциплины". Участие в эксперименте не только позволяет улучшить качество учебного процесса, но и способствует развитию профессиональных и личностных качеств учителя и формирует у учеников качества рефлексивного мышления. Школа развивается, осваиваются новые методики и новые грани образования. В этом году у нас открывается детский сад, куда родители могут привести детей 4-6 лет. Благодаря малой наполняемости групп воспитатели имеют возможность уделить внимание каждому ребенку. Раскрытие творческой индивидуальности, помощь в познании окружающего мира и своего места в нем - все эти принципы, положенные в основу воспитательного процесса, послужат залогом легкой адаптации в социуме в дальнейшем.
Что касается непосредственно школы, то в учебном плане широко представлены все предметы, т.е. с одной стороны, реализуется модель академической школы, с другой - ученик активно "ищет себя", сосредотачивая свои интересы то на одной, то на другой дисциплине... И лишь еще через четыре года, в старшей школе, начинается процесс профессиональной ориентации. Об этом подробнее расскажет заместитель директора по УВР (старшая школа) Королева Ирина Валентиновна.
- Ирина Валентиновна, насколько нам известно Школа Сотрудничества уже три года участвует в федеральном эксперименте по модернизации структуры и содержания общественного образования. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
- Цель эксперимента в том, чтобы на нашем примере отработать модель профильной старшей школы. Школа Сотрудничества была выбрана в качестве участника, так как мы работали над этим проектом еще до начала эксперимента.
Старшеклассники, "обдумывающие житье", сегодня прагматичны и желают получить от школы все те знания, которые могут понадобиться им в будущей жизни - помимо базового компонента.
В зависимости от талантов и склонностей, они выбирают профиль обучения. Их у нас три: экономический, социально-исторический, естественно-научный. В этом году планируется открыть еще и лингвистический профиль. Существует и общеобразовательный - для тех, кто еще не определился с выбором профессии или "не укладывается" ни в один из существующих.
- Значит, в старшей школе происходит разделение на "физиков" и "лириков"?
- Специальных классов мы не создаем, сохраняем сложившийся коллектив - ведь и расформирование тяжело переживается в подростковом возрасте. Базовые предметы - старшеклассники изучают вместе. А три раза в неделю они посещают спецкурсы - те, которые выбрали. Такое расписание называется "веерным". В случае выбора общеобразовательного профиля в "специальные" часы ученикам преподаются предметы культурологического профиля.
Спецкурсы ведутся преподавателями вузов, с которыми сотрудничает школа - Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ), МЭСИ, МГСУ, МГТУ им. Баумана. 3 раза в год старшеклассники проходят в этих вузах независимое тестирование, позволяющее родителям оценить степень усвоения ими школьной программы. "Рейтинг достижений" выкладывается во всемирную глобальную Сеть.
- Действительно, учебный процесс Школы Сотрудничества отличается многогранностью. А какая из ее образовательных граней, по-вашему, самая яркая?
- Предметы гуманитарного цикла всегда были нашей сильной стороной. Школа Сотрудничества - языковая школа, все дополнительные часы здесь идут на изучение иностранных языков. С первого класса ученики изучают английский, с третьего или пятого добавляется второй язык, по выбору немецкий или французский. В процессе языкового обучения на первое место прежде всего выходит коммуникативная функция. Иностранный язык для нас - это не школьный предмет, а средство общения. Ведь главное для успешного сотрудничества, сотворчества - это понимать друг друга...
журнал "Столичное образование"