Очень часто дети на уроках истории скучают и стараются запомнить какие-то отдельные имена и даты, но никак не могут научиться понимать связи между событиями и пользоваться понятиями и смыслами истории. Дети заучивают очень много информации, но им не дают понимания того, что с ней потом делать.
О том, как этого избежать, и о своих подходах к преподаванию этого сложного предмета рассказывают учителя Школы Сотрудничества.
История — это не предмет о мёртвых вещах
Катерина Вячеславовна Тарновская
учитель высшей категории, лауреат конкурса «Учитель года» Москва-2015, автор и разработчик методических пособий «Аудиохрестоматия по истории России», писатель
Упрощение истории — к кучке фактов, к однозначности мнений, к написанному в учебнике — опасно. По-настоящему образованный человек — это тот, кто умеет ориентироваться в прошлом своей страны, понимает культурный код и его предпосылки, умеет критически его осмыслять.
В линейном преподавании предмета история представляется описанием того, что уже давно мертво — ушедших эпох, прошедших событий, людей и стран, которых давно не существует.
Поэтому на своих уроках я стараюсь помочь ученикам «прочувствовать» историю, оживить её с помощью эмоций, звуков и образов.
По каждой теме я стараюсь подобрать дополнительные материалы, придумать специальные задания. Например, какие-то времена и события помогают лучше прочувствовать художественные книги. Где-то оказываются полезны исторические песни, картины.
Срабатывает ключевой принцип сторителлинга — я не рассказываю, не перечисляю то, что произошло когда-то давно, а показываю, помогаю ощутить, примерить ситуацию на себя.
Дети привыкли преимущественно работать с текстами как с носителями исторической памяти. На звуки, например, они реагируют совершенно по-особенному и переживают разные эмоции — удивление, восторг, возмущение. В таком методе не может быть «уравниловки» — все воспринимают материал по-своему, и это позволяет им формировать своё мнение, иногда даже не соглашаться с автором. История из предмета о мёртвых вещах превращается в живую сущность.
История — это квест
Артём Павлович Медведев
учитель истории и обществознания, магистр европейского права, специалист по российско-германским отношениям во второй половине XIX века
У учителя и учащихся могут быть разные интересы. Дети могут воспринимать получение новых знаний не как привилегию, а как тяжкое бремя или очередную услугу. Если урок становится скучным и типичным, интерес со стороны учащегося автоматически снижается. Поэтому учитель, который в первую очередь заботится о качестве образования учеников, должен найти новые нестандартные подходы к организации урока.
Новые и (главное) рабочие образовательные практики рождаются только при условии понимания этого столкновения интересов, а не вопреки ему.
Геймификация — один из трендов, с которым дети сталкиваются за пределами школы постоянно. Одновременно это и очень удачная учебная методика, если её правильно использовать. С помощью игровых технологий учитель может вовлечь в процесс всех учеников класса, которые, в свою очередь, не только показывают знания предмета, но и развивают социально-психологические способности. Образовательные квесты — хорошее решение.
Чтобы мотивировать детей, нужно поставить им цель, актуальную для игрового мира, а не для реального. Поэтому задачи образовательного квеста часто повторяют стандартные формулировки игр: «Спасти кого-то», «Восстановить что-то глобальное», а не «Выучить», «Прочитать». Понимая цель, дети могут сами распределить роли внутри игровой ситуации. Задача учителя — придумать интересные роли, в рамках которых дети будут взаимодействовать друг с другом.
Урок-квест — это погружение в историческое пространство. Сменив позицию с внешней (наблюдатель) на внутреннюю (соучастник), дети иначе соотносятся с материалом, он становится не просто абстракцией, а частью их жизни и опыта. В свою очередь учитель может включить в сюжет квеста все необходимые «предметные» требования.
Кстати, уроки-квесты можно проводить не только в учебном классе, но и «в поле» — в музеях, усадьбах. Похожие механизмы работают в других типах упражнений — например, исторические загадки и головоломки тоже помогают разнообразить занятия.
Вот пример сценария такого квеста: ученикам нужно помочь Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, отразить поход Мамая на Москву.
Сначала они вместе с учителем изучают предпосылки похода. Потом в ходе игры они попадают в разные ситуации, которые озвучивает учитель: например, союз Мамая с Ягайло или необходимость патриотического воодушевления русского войска, и выбирают, как эти ситуации разрешить. То же самое происходит и во время самой Куликовской битвы.
Все сценарии можно дополнить визуальными материалами: картинами, стихотворениями, историческими источниками. Можно придумывать разные игровые механики — например, дать право «второй жизни» (или более), позволяющее совершить ошибку.
Так ученики не просто изучают победу в Куликовской битве, а готовятся к ней, погружаются в историческую ситуацию и переживают её вместе с Дмитрием Донским — и запоминают намного больше подробностей, чем при простом чтении учебника и выполнении заданий теста.
История — это поиск смысла
Сергей Александрович Александров
учитель истории и обществознания, финалист конкурса «Учитель года-2008» ЦАО г. Москвы, в прошлом — преподаватель МГАПИ
История полна смыслов, причём на разных уровнях: от судьбы исторического персонажа до сути исторического эпизода и историософии широкого исторического полотна. В какой-то степени, история — это всегда попытка постичь смысл произошедшего с людьми или (что иногда оказывается даже интереснее), того, что могло случиться, но не случилось.
Если формулировать задачу учителя-историка так, появляются многочисленные приёмы, которые помогают поднять эту историческую «Атлантиду».
Например, актуализация, сближение рядов. К историческому материалу добавляется неожиданная аналогия с современностью или опытом учеников. Текущую ситуацию можно описать в терминах прошлого или найти в ней общие исторические черты и повторяющиеся паттерны. Такие аналогии можно предложить поискать и самим ученикам — отношение к историческому материалу сразу меняется, ведь он становится актуальным.
Ещё один приём — поэзия. Это очень сильный способ привлечь внимание и создать чёткие образы, которые сразу создадут ассоциации с историческим материалом. А. Дольский «13 декабря» Да, князь, по правде говоря, живем мы некрасиво, и повторяю я не зря: мы — за хорошего царя. А за кого Россия?
Наконец, «из всех искусств…» и для нас одним из важнейших «…является кино». Мы смотрим фильмы из определенной эпохи или посвященные какому-то событию, оцениваем героев, отмечаем разницу поколений, сравниваем атмосферу, предметы быта, то, как менялся облик города — это одновременно очень интересно и помогает обнаруживать в истории новые смыслы.
Текст опубликован на сайте newtonew.