Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам?

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам?

1.jpg

Когда-то граница между детством и взрослой жизнью обозначалась специальным обрядом. Юный дикарь должен был проявить смелость и находчивость, презрение к опасности и выдержку. Прошедшие испытание принимались в члены племени как взрослые, могли жить своим домом и получали свою законную долю в добыче.

А сейчас? Где та граница, перешагнув которую подросток начинает свой взрослый путь? Наверное, она пролегает через последние школьные экзамены, как бы они не назывались. И, конечно, родителям очень хочется, чтобы ребенок проявил не только смелость и находчивость, но и все те знания и умения, которые приобрел за годы обучения. Как же помочь ему на пороге испытания, чем поддержать, ободрить, как поднять боевой дух? На эти и другие вопросы отвечает психолог «Школы Сотрудничества» к. психол. н. Татьяна Борисовна Киселева.

Экзамен – это личное

Естественно, пытаясь помочь ребенку, мы вспоминаем собственный опыт сдачи экзаменов и опираемся на него. И все было бы хорошо, если бы дети являлись нашей точной копией. Но это не так. Поэтому, иногда то, что с любовью советуют родители, не только не приносит пользы, но и усложняет ученику дорогу к успешному результату.

Мне могут возразить: «существуют общие правила подготовки к экзаменам». Да, конечно, существуют. И мы готовы привести их. Подготовить рабочее место, убрать со стола все лишнее (оно отвлекает внима-ние), оставить только необходимое. Составить план подготовки на каждый день.

Чередовать подготовку и отдых. При этом помнить, что наш организм не считает чтение и посещение социальных сетей отдыхом, если перед этим мы работали с текстом. А вот какой должна быть продолжительность работы и отдыха, мы поговорим позже, поскольку это очень индивидуально.

Составляя план занятий, отвести последний день на то, чтобы повторить еще раз самые трудные вопросы. А вечер перед экзаменом оставить на отдых и прогулку.

Собственно, на этом заканчиваются рекомендации, которые подойдут всем. А дальше все очень индивидуально.

Первое, что хочется посоветовать родителям, это помочь ученику определить оптимальное время занятий. Все знают, что мы делимся на «сов» и «жаворонков», но забывают об этом, организуя работу собственных детей. Ваши циркадные ритмы (моменты активности и спада в течение дня) могу не совпадать с ритмом ребенка. Важно ориентироваться именно на его индивидуальность. При этом задача взрослых - не дать «совам» заработаться глубоко за полночь, а «жаворонкам» помочь встать пораньше. Возможно, первые 2-3 дня маме придется вставать и будить своего «птенчика», даже если ей самой лучше работается вечером. Днем, после активного утра, можно посоветовать «жаворонку» прилечь.

Продолжительность работы - тоже индивидуальная особенность. Флегматики медленно врабатываются, потом могут работать по два-три часа без перерыва. Им очень мешают заботливые мамы и бабушки, которые каждые 40 минут, «как советуют психологи», предлагают им прерваться, выполнить приседания и попить чаю.

А вот для холерика и сангвиника режим «сорок минут работа, 10 минут пере-рыв» вполне подойдет. Сами молодые люди чаще всего застревают либо в работе, либо в отдыхе, и эффективность деятельности снижается. Родители очень поспособствуют занятиям, если помогут войти в ритм. После 3-х часов интенсивной работы необходим более длительный перерыв, во время которого нужно поесть, и можно заглянуть на свою страничку и узнать, как идет подготовка у друзей.

Однако есть люди, период эффективной работоспособности которых короче, чем 40 минут. Им очень важно найти свой ритм чередования работы и отдыха. Нередко длительность включенности в деятельность у них возрастает постепенно и меняется в течение дня, а перерывы то укорачиваются, то удлиняются.

Подведем итог: взрослым следует сначала понаблюдать за ходом подготовки к экзамену, и только потом вмешиваться. Важно в своих рекомендациях исходить не из абстрактных «советов для всех», и не из своего личного опыта. Именно родители могут помочь организовать индивидуальный ритм работы, ориентированный на конкретного человека.

Работать в своем темпе

Юноша сидит за письменным столом, работает. Работает? Следующая характеристика, влияющая на эффективность подготовки – это темп деятельности и внимания. В психологии есть понятия индивидуального и оптимального темпа внимания. Что это значит?

Понаблюдайте за работой сына или дочери, а потом предложите школьнику самому оценить эффективность проделанной работы. Для этого нужно предпринять следующие шаги. 1. Посмотреть сколько сделано за час. 2. Закрыть тетради и учебники и воспроизвести материал. 3. Вместе обсудить получившийся результат. Возможные варианты: работает быстро, но поверхностно. Соответственно, его девиз «Не торопись! Будь внимателен к деталям». Другой вариант: работает быстро и качественно, в этом случае вмешательство не требуется. И, наконец, последний вариант, работает тщательно, но медленно и не продуктивно. Перед таким молодым человеком полезно поставить часы и предложить ему работать быстрее, повторяя определенное количество материала за конкретный промежуток времени. Интересно, что с увеличением темпа у таких людей уменьшается количество ошибок.

Подготовка к испытанию должна быть ориентирована успех. Только в данном случае успех понятие индивидуальное. Планку достижений нельзя ни завышать, ни занижать. Для одного хороший, а не отличный результат, является провалом. А для кого-то удовлетворительный – уже достижение.

Лучше не обсуждать при подготовке ожидаемую оценку, не показывать свою заинтересованность в ней. Волнение и беспокойство взрослых передается детям, проявляясь в неуверенности в своих силах. Ваша уверенность проявится в том, что вы сохраняете трезвый взгляд на ситуацию и чувство юмора. Помните, призыв «не волнуйся» еще никого не успокоил.

Как бороться со стрессом

Вспомните себя в период подготовки к экзаменам и поверьте, что ребенок может чувствовать себя по-другому. Рассмотрим подробнее, какие существуют типы реакций на предэкзаменационный стресс.

Первый вариант. Волнуется и переживает в меру. Обсуждает конкретные трудности и вопросы, возникающие при подготовке. Некоторый уровень тревоги мобилизует работоспособность и приносит пользу, а не вред. В этом случае главное - не пугать ребенка своими страхами и неуверенностью в результате. С остальным он сам справится.

Второй вариант: «кошмарный ужас». Школьник учится хорошо, чаще даже отлично, готовится усердно, но в период подготовки уверяет всех, что обязательно провалится, «получит два». Жалуется, говорит, что ничего не знает, но продолжает активно заниматься. Это некоторое «камлание», приворот на удачу. Подыгрываем, но в меру, жалеем сочувствуем, но не забываем, что это немножко театр.

Третий вариант: «все нормально». Ученик не воспринимает ситуацию всерьез, плохо оценивает свой уровень подготовки, не знает своих сильных и слабых сторон. Можно немного попугать. Полезно вместе с молодым человеком поговорить с педагогом, уточнить, какие есть пробелы в знаниях. Демонстрируем свою озабоченность.

Четвертый вариант: «парализован ужасом». Так нервничает и переживает, что теряет способность к концентрации внимания и не может продуктивно заниматься. Задача кажется непосильной. Помним, успокаивать бесполезно, шутить опасно. Са-димся рядом и начинаем повторение вместе, оказываем организующую помощь. Акцент с результата переносим на процесс. Ваш деловой настрой передастся ребенку.

Пятый вариант: «не волнуйся мама, все будет норм». Не покупайтесь, обяза-тельно обсудите с педагогом уровень знаний. Не позволяйте школьнику расслабляться и оставлять все на последний день. Такая позиция может быть проявлением как излишней самоуверенности, так и маской полной неуверенности в своих силах и растерянности. В любом случае, необходима помощь в организации ритма и темпа подготовки, обсуждение того, что получается, а что вызывает затруднение.

Шестой вариант: «я сам, не мешайте». Соглашаемся, но одного не бросаем. Ненавязчиво наблюдаем, показываем, что нам важен результат экзамена, демонстрируем веру в успех и возможности молодого человека. Но не расслабляемся. Возможно, на каком-то этапе понадобится наша помощь. Строго следим за режимом дня.

Как мы видим, подготовка к экзаменам - процесс творческий, не терпящий шаблонов. Только не надо концентрироваться на негативе. Экзамен - реальная подготовка к реальной жизни, в которой будет еще много подобных испытаний. Индивидуальный подход к подготовке подарит важный жизненный опыт и позволит лучше узнать самого себя.

7 августа 2015