Михаил Викторович Смоленцев

Михаил Викторович Смоленцев

Продолжаем знакомить с нашими коллегами-преподавателями.

Михаил Викторович Смоленцев, кандидат физико-математических наук, доцент, занимается научной работой на механико - математическим факультете МГУ им. Ломоносова, а также уже 9 лет учитель математики в Школе Сотрудничества!




Преподавание – это некий замес профессионализма и искусства, наверное, этому научить нельзя.


“Я не транслирую учебники”.
О преподавании математики, современных практиках и тенденциях.

- Преподаю я 31 год. Я все же не классический учитель математики, скорее, профессиональный математик на должности учителя… И на протяжении всего своего преподавательского пути стараюсь, чтобы моим ученикам было интересно, чтобы они учились решать задачи, умели видеть связи, работать с фактами и данными.

Для меня также преподавание – желание поделиться с другими своими знаниями, пониманием. И даже отчасти это про творчество, свободу. Я не транслирую учебники. Я в них конечно заглядываю.. но объяснять стараюсь с точки зрения своего понимания, опыта как математика. Меня всегда удивляло, что оценку ставят за то, что выучил определение теоремы. Ну выучил теоремы, хорошая память, молодец, но это не про математику. А для меня математика – это умение решать задачи, прогнозировать, предлагать гипотезы и т.д..

На мой взгляд, алгебра в рамках школьной программы – это больше набор каких-то алгоритмов, скажем так. И для развития навыка мышления и анализа подходит больше геометрия, в ней больше возможностей построения каких-то доказательств, проверки гипотез. И в математическом школьном цикле мне интереснее всего работать по этому предмету.

Сегодня математика, как точная наука, оказалась в приоритете, поскольку активно развивается it-отрасль, которая интересна молодежи. И сейчас как раз пришли к тому, что математику надо учить как-то по-новому. И вот как раз так я и учу давно.

И убежден, что для глубокого изучения этого предмета нужна безусловно мотивация… внутреннее желание: хочу, желаю понять математику.

“Мы сотрудничаем на пути познания, я считаю это абсолютно правильным подходом”. О методах преподавания в Школе Сотрудничества, про математику на английском в рамках электива.

- В школе веду уроки в классах с 7-го по 11-й. У нас же не просто так называется школа - «Со-тру-дни-че-ство» и я на уроках сотрудничаю с ребятами. Если они хотят посидеть на моем месте, то, пожалуйста, конечно.. А если захотят поспорить, что-то доказать иначе – то почему нет. Мы сотрудничаем на пути познания, я считаю это абсолютно правильным подходом.

И я рассуждаю так: гуманитарий- ученик и ученик, нацеленный на естественно- научные предметы, идут на разные результаты. И все равно стараюсь сделать так, чтобы уроки были интересными и разнообразными для всех, чтобы каждый, независимо от своего приоритета в обучении, вынес из них что-то важное, нужное.

Преподавание математики на английском ведется в нашей школе в рамках электива. Для ребят из 10-х классов, тех, кто планирует сдавать математику на английском и хочет продолжить обучение по этой дисциплине также на нем. Это позволяет не только расширить знания языка, но и применить их в будущей профессиональной деятельности. Пригодится и для поступления в те российские ВУЗы, которые имеют двуязычные сертифицированные обучающие программы. Например, в ВШЭ, есть факультет МИЭФ, где обучение ведется только на английском языке.

В последнее время численность учеников, выбирающих мой электив, увеличилась, если раньше это было один-два ученика, которые выбрали элективы на английском, то последние несколько лет у меня стабильно 5-7 учеников, что доказывает современную тенденцию роста интереса школьников к точным наукам.

“В тот момент, когда я получил приглашение по работе в качестве преподавателя в University of Bath , он входил уже в 10-ку лучших университетов страны”. Зарубежный опыт преподавания.

- Я проработал порядка полутора лет в университет на западе Англии, называется University of BATH , в городе где сохранились римские термы и поэтому такое название и университета. Город развивался благодаря термам, стал крупным туристическим направлением, центром притяжения элиты, начал развивать университет. Было принято решение приглашать на преподавание сильных учителей, в основном выпускников Оксфорда и Кембриджа. И за последние 50 лет стал ведущим университетом Англии…

В тот момент, когда я получил приглашение по работе в качестве преподавателя в Bath , он входил уже в 10-ку лучших университетов страны. И для меня было это очень важно, чтобы получить более сильный преподавательский опыт, чтобы иметь возможность сравнить подходы в подаче материала для учеников, примерить на себя новые практики и привнести их дальше и в свою работу с учениками.

Я могу сказать, что есть некоторые различия, в подаче математических программ для школьников. За рубежом между школами и университетами остается некий пробел в преподавании математики, программа в их общеобразовательных школах намного проще нашей.

В Британской системе образования больше играет роль мотивация ученика, поэтому студент без мотивации будет иметь минимум, поскольку остальное надо добывать самостоятельно, там дают только в школах самую базу. Многие ребята после школы и берут тот самый gap year - чтобы подтянуть предмет, по которому будет главный экзамен или тест. В российском образовании все иначе, оно остается очень сильным. Со всех сторон ученику предлагают возможности в изучении математики , с учетом того, посильнее или он послабее - и это один из неоспоримых плюсов нашей образовательной системы.

В Британии есть разница и в подходах преподавания математики и в высших учебных заведениях, если там” готовят” будущего ученого, то домашние задания - это методы доказывания теорем, исследования. Если прикладного математика – то акцент на математику моделей, взаимодействия с компьютером, и на практики из тех областей, где будут применены эти модели.

Не математикой единой…

Я четко разделяю сферы жизни: преподавание, наука.. и жизнь: интересы, увлечения и т.п. У всех моих интересов, работы и личной жизни есть свои границы. И я стараюсь, чтобы это были не “сильно пересекающиеся пространства”.

Я люблю спорт и занимался с детства разными видами. В школе играл в футбол, баскетбол, занимался вольной борьбой. Есть первый разряд по беговым лыжам, первый разряд по плаванию. Уже учась в университете, я занимался самбо, потом переключился на восточные единоборства, дошел до инструктора и даже вел секции восточных единоборств. Потом занимался яхтингом и даже участвовал в Кубке Москвы. И спорт для меня сейчас – это способ поддерживать себя в форме. Хотя я люблю и спокойный отдых, читать, изучать языки: на 50-ти летие подарил себе курсы итальянского языка…

Я люблю выставки, стараюсь ходить на все выставки Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, музыку – джаз и классику, ну и люблю хорошие рестораны. Со школы еще у меня такое, что я избирателен в выборе одежды…

И вообще я считаю, что когда у преподавателя все в целом хорошо, то с радостью заходишь в класс, с радостью учишь и делишься знаниями.

13 ноября 2023