«Культура Два»

Владимир Паперный, «Культура Два»

Цитата: Торжество культуры-два видно и в том, как ей удается на свой лад приручить никому было не подчинявшуюся и дикую культуру-один. Ее создателей перемещают на Олимп культуры-два. Раньше Малевича и Кандинского прятали в запасниках музеев, и это доказывало длящуюся взрывоопасность их искусства. А теперь они переведены в разряд классиков, им положено подражать. Этим их как бы обезвредили, дезинфицировали. На те выставки, куда ломились толпы, заходят редкие посетители.

Возраст: 14+

Когда-то давно, в середине 70-х, молодой кандидат наук взялся за изучение сталинской архитектуры – из простого любопытства. На четыре года он пропал в библиотеках, где изучал каждое постановление в области градостроительства, каждую подшивку архитектурных журналов, каждое воспоминание очевидца и каждый основополагающий культурологический труд. В результате вместо обычного и ничем не примечательного вывода о переходе от футуризма к классицизму тот кандидат получил результат поистине ошеломляющий: книга, написанная на основе его диссертации, стала настоящим «хитом» самиздата. Имя того кандидата – Владимир Паперный, а название той книги – «Культура Два». 

Что же в этой книге такого удивительного, опасного и неожиданного? Паперный вписывает архитектуру в более широкий контекст отношений – символических, политических, социальных. Начало – конец, горизонтальное – вертикальное, добро – зло, дело – чудо: все эти параллели относятся в равной степени и к культуре (один и два), и к архитектуре этих периодов. Архитектура создается в контексте, этот контекст поддерживая и воплощая: такой её описал Паперный, и понятие «культура два» стало в искусствознании общеупотребимым. 

12 октября 2015