Алексей Александрович Богданов

Алексей Александрович Богданов

Продолжаем знакомить с нашими коллегами-преподавателями.

Алексей Александрович Богданов, кандидат физико-математических наук кафедры физики НИЯУ МИФИ, активный ученый и энергичный человек, учитель физики в Школе Сотрудничества!




В педагогической практике я также стараюсь поддерживать стремление, увлечение, интерес учеников к такой непростой, но интересной науке как физика.


“В школе, обучая учеников, видишь динамику и можешь оценить свой вклад как преподавателя”.
О преподавании физики.

Я преподаю более 28 лет, а со школьниками работаю 25 лет. По окончании Национального Исследовательского Ядерного университета «МИФИ” (НИЯУ МИФИ) мне предложили проходить аспирантуру на кафедре физики. Но сразу предупредили - надо будет учить студентов. Так я начал преподавательскую деятельность.

После аспирантуры, став научным сотрудником кафедры физики, я начал преподавать еще и в физико-математический лицее НИЯУ МИФИ с углубленным изучением физики и математики, взял 10-е и 11-е классы. С каждым годом меня все больше и больше захватывала эта деятельность и ее задачи. Я не хотел просто приходить и как-то проводить урок и все, свободен, а мне хотелось, чтобы мои ученики добивались хороших результатов, понимали предмет.

И со школьниками, кстати, мне самому работать интереснее. У студентов может быть материал сложнее, но ты пришел, просто прочитал лекцию и далее студент, взрослый человек уже, сам разбирается в материале. А в школе ты увлекаешься, вовлекаешься в процесс обучения, общаешься с учениками, отвечаешь на многочисленные вопросы. И, главное, видишь динамику, можешь оценить свой вклад в ученика по его оценке.

“Научную деятельность и преподавание совмещать можно”.
Об экспериментах на БАК (Большой адронный коллайдер) и в крупнейших физических лабораториях.

Интенсивную научную деятельность непросто совмещать с преподаванием. Но я стараюсь находить для всего время. В институте (МИФИ) я окончил Кафедру физики высоких частиц, сегодня называется Кафедра элементарных частиц. Как сотрудник Национального исследовательского ядерного университета я занимаюсь экспериментами, исследованиями ядерных взаимодействий.

В Брукхейвенской национальной лаборатории на Лонг Айленде я участвовал в экспериментах в рамках совместной американо-российской программы, разработал несколько приборов. В последний раз, еще до ковидного года, мы приехали туда вместе с коллегой из нашего института и разработали уникальный по-своему прибор: поляриметр протонов при энергии 200 мегаэлектронвольт.

Нас там очень ждали, не знали, как подступиться к этой разработке.. Мы приехали и сделали очень нужный всем физикам прибор, который теперь используется в разных экспериментах по спиновой физике: когда ускоряются протоны, то нужно знать поляризацию протонов в мишени на каждом участке процесса ускорения и в определенной энергии. И этой работой очень горжусь.

С 2002 года по 2020 год участвовал я в эксперименте ALICE на Большом адронном коллайдере, каждый год ездил по два - три раза на эксперименты в Швейцарию. БАК настроен в основном на столкновение протонов, но он ускоряет и ионы - то, чем я и занимался там. И в этих экспериментах участвуют ученые из многих разных стран, потом, когда публикуются материалы по результатам экспериментов, получается, что у научной статьи тысячи соавторов…и это не преувеличение.




Физика остается наукой без границ. Сейчас просто стало сложнее для российских ученых доехать до зарубежных лабораторий, но физики разных стран работают сообща - ради науки


Я занимаюсь научной деятельностью и в российских лабораториях. В данный момент сотрудничаю с научным центром фундаментальных исследований в Дубне, эксперименты проводятся на ускорителе NICA. И на ускорителе частиц У-70 в Протвино c самой большой в России энергией под 70 гигаэлектронвольт. Моя основная научная деятельность всегда была связана с изучением спиновой физики, и как раз в Протвино сейчас один из ведущих центров в России по этой теме. На данный момент мы рассчитываем поляриметр, который будет измерять поляризацию протонов и антипротонов при других различных экспериментах с элементарными частицами. И не за горами вопрос докторской диссертации, материал для этого есть, но это еще и вопрос воли ученого, которую непросто собрать в кулак…

“Мы разговариваем о сути физических явлений, о формулах и процессах их описывающих. Я стремлюсь развивать научное мышление у своих учеников”.
О методах преподавания в Школе Сотрудничества.

В Школе Сотрудничества работаю три года и веду физику с 8 по 11 класс и элективный курс по физике для 10-го класса. И могу отметить, что здесь довольно мотивированные школьники, что очень помогает в преподавательской деятельности.

Монотонность никому не нужна, я стараюсь разнообразить уроки: мы разговариваем о сути физических явлений, о формулах и процессах их описывающих. И я стараюсь с ними решать довольно сложные задачи, не только из учебника, развивать научное физическое мышление. На мой электив приходит все больше учеников, что не может не радовать.

С одной из моих учениц мы в 2022 учебном году сделали проект на стыке физики и искусства в рамках нашей проектной деятельности в школе. Проект был про наблюдение красок в мире, разложение цвета на спектр, и как это используется в искусстве. Это первый опыт такой эклектики для меня и, кстати, он возможен, наверное, только в Школе Сотрудничества.

Ученики нашей школы очень разносторонние, они много путешествуют, изучают мир и языки, им многое интересно. Есть у меня класс, где ребята часто задают вопросы про науку, любят спрашивать про черные дыры, элементарные частицы. Но надо же проходить темы школьного курса, поэтому всем желающим поговорить о том, что не входит в программу, я предлагаю встретиться на 0 уроке… и все могу рассказать и о науке, и об исследованиях .

Мне лично самому повезло с педагогами и наставниками. Больше всех привил любовь именно к физике мой репетитор, преподаватель МИФИ. Это был эрудированный человек, понимающий прекрасно предмет, хорошо объяснял темы, и меня увлек физикой именно он. И когда я уже попал в этот же ВУЗ, мне как студенту, тоже везло на преподавателей, у нас совершенно был замечательный заведующий кафедры. Преподавал посредством диалога со студентами. Этот положительный опыт, наверное, повлиял и на меня, как на преподавателя.

И физика.. и лирика. “Моя семья - одна команда!”

У моей семьи есть самое главное одно увлечение и… немного других, поменьше. Главное - мы всей семьей ходим в походы.

Когда я был аспирантом, я первый раз пошел в водный поход на байдарках. И мне это очень понравилось. Единение с природой, отрешение от городской суеты. И с тех пор так и хожу в походы. Уже с женой и детьми.

И с женой я познакомился, возвращаясь из… похода. В поезде увидел девушку, которая тоже возвращалась со своей группой из похода... Даже после нашей свадьбы, буквально через несколько дней, я ушел в запланированный экстремальный поход, поэтому ушел один.. А с сыном был первый поход, когда ему исполнилось 6 лет, потом взяли дочку и ходили уже вчетвером: Карелия, Средняя полоса, Урал, не экстремально конечно, но две недели у тебя нет связи, интернета, есть нелегкая палатка, да, и ты тащишь всю еду на себе..

Я очень жду зимы и снега, чтобы пойти на беговых лыжах, я ими занимался еще в школе, потом немного забросил, а последние лет восемь я занимаюсь каждую субботу- воскресенье. Моя мечта в Лыжне России войти в призеры… Стараюсь, тренируюсь, посмотрим.

Мои дети тоже любят спорт, дочь увлечена конным спортом и акробатикой. И недавно увлеклась хобби-хорсингом, сама шьет этих хорсов, и даже мне пришлось поучаствовать в этапе кубка Москвы по хобби-хорсингу. Мероприятие было для детей, но и родителям предложили участие в отдельном соревновании. И родители, уставшие ждать свой детей, с радостью согласись. И теперь у меня и такой опыт есть, благодаря дочке…
Моя семья - одна команда, и мы поддерживаем друг друга в разных начинаниях.

И в педагогической практике я также стараюсь поддерживать стремление, увлечение, интерес учеников к такой непростой, но интересной науке как физика.

12 января 2024