Искандарова Ризида Мидхтовна

Искандарова Ризида Мидхтовна




У меня никогда за все годы не было перегорания, усталости от детей или от профессии.


Продолжаем знакомить с педагогами Школы Сотрудничества.
Искандарова Ризида Мидхатовна - ценитель хорошей литературы, рукодельница, путешественница и наш преподаватель английского.

“It is not in the stars to hold our destiny but in ourselves”. (У.Шекспир).

Педагогическая династия. О пути в профессию.

В этом году я начала свой 44-й год преподавания, работать учителем я стала сразу после окончания Башкирского Государственного Педагогического института в Уфе в 1981 году.

Мою большую семью смело можно назвать педагогической - не меньше пятнадцати моих родственников работали учителями. Мои родители были также педагогами, работали в школе-интернате родного города Кумертау в Башкирии. Папа Мидхат был учителем физики и по совместительству учителем труда, а мама Фатима была воспитателем и очень талантливым человеком, красивой женщиной. Мама проводила изумительные творческие вечера, дети из интерната часто бывали у нас дома. И, наверное, от них, моих родителей, у меня желание работать с детьми, умение чувствовать настроение ребенка, уважать личность, искать подход к каждому. Я ни разу не пожалела, что выбрала этот путь, это моя дорога. У меня никогда за все годы не было перегорания, усталости от детей или от профессии. Уже в школе я поняла, что английский язык мне дается и это мое. К слову, начала изучать его довольно рано, года в 4, благодаря родственнице - учителю английского. И вся семья меня в этом поддерживала, особенно родители: все время мне подбрасывали какие-то картинки, учили со мной слова и стихи.

Зарубежный опыт преподавания. Обучение по обмену в Оксфордском университете, работа в частной школе недалеко от Белого дома.

В год Олимпиады в Москве, когда я была на 4-м курсе Уфимского института, меня вызвали и сообщили, что я еду в Оксфорд по программе студенческого обмена. Для меня это было неожиданным предложением с одной стороны, а с другой стороны, я училась на “отлично”, была активной студенткой.
В группе, которая поехала на программу годового обмена из СССР, было всего 20 человек. Но, при этом, это был не номинальный обмен, учились много. Принцип был такой: обучение, тестирование, защита диплома. После основного обучения в Оксфордском университете нашу группу из 20 человек разделили на маленькие группы, и мы поехали в разные города и в разные колледжи, продолжать обучение, защищать диплом. В колледже Портсмута я продолжила изучать английскую литературу.

Курсовую работу по итогам года обучения писала о Шекспире - мой любимый автор, и получила за нее наивысший бал. Во время работы над курсовой ездила в Стратфорд-на-Эйвон, в город, где родился великий литератор, собирала там материал. Могу о нем долго говорить, он для меня остается удивительным человеком не прошлого, а настоящего - его мысли и философия необычайно актуальны и по сей день.

Когда я уезжала в Оксфорд, то на родине остался мой молодой человек, позже он станет моим мужем. Я ему писала письма, а он даже умудрился мне позвонить, хотя это было очень дорого…Помню тот день, когда на весь легендарный университет раздавалось мое имя - меня звали к телефону… Я подбежала к аппарату, услышала родной голос, он успел мне только сказать: “Привет, это я!”... И на этом завершится звонок, так как только на это хватило денег.

Надо сказать, что много позже я успела поработать преподавателем и в Америке. В 2000-м году я выиграла конкурс и уехала на три года преподавателем английской литературы в частную американскую школу Вашингтона Sidwell Friends school, где учились дети многих американских известных политиков и президентов. Помню, мой первый рабочий день начался в мой день рождения - 1 марта. А там есть такая традиция: новых учителей представлять перед всей школой, во время обеда. Вот и меня представило руководство,сказали, что сегодня еще как раз и мой день рождения. И абсолютно все в столовой встали со своих мест и пропели мне Happy Birthday, это было незабываемо.

Меня не только прекрасно приняли коллеги этой школы, но и с семьей Банди, где я жила, мы просто сроднились. До сих пор общаемся и дружим, они меня называют сестрой и всегда желают самого лучшего, надеются на нашу встречу вопреки всем сложностям…




Хотелось показать англоязычный мир и своим ученикам. Путешествия и летние лагеря.


В Великобритании за все эти годы я была раз 15, не меньше. Когда появилась возможность свободно путешествовать, я часто сюда возила детей в летние школы, а также в Америку и Сингапур. И, уже работая в «Школе Сотрудничества», мы не раз ездили вместе с коллегами с кафедры английского языка.
Летняя школа - прекрасная возможность учиться, отдыхать, познавать мир. В первой половине дня идут занятия с преподавателями, после обеда языковая практика, экскурсии и различная культурная программа. В Великобритании летняя школа находится недалеко от города, где жила и работала Агата Кристи. Ее дом-музей, театр, где ставятся спектакли по ее произведениям, всегда являлись частью программы.
В США летняя школа находится в хорошо мне знакомой Sidwell Friends school.

Школа Сотрудничества - The best!

В Школе Сотрудничества я работаю 12-й год, и все эти годы наблюдаю особую атмосферу: взаимопонимания, дружелюбного общения, как с учениками, так и в коллективе, между коллегами. У нас в школе умеют слышать, слушать другого человека - это мне представляется очень важной особенностью.

У учеников Школы Сотрудничества много возможностей в плане языка: прежде всего, это возможность выбрать тот уровень преподавания, который по силам, формат обучения - в группах или индивидуально, что безусловно ценно. На сегодняшний день я чаще работаю с детьми индивидуально, плюс такого формата в том, что темп обучения значительно ускоряется, и мы можем пройти не только учебник за год, но еще изучить дополнительный материал. И все мои дети - мои звездочки, вижу и ценю прогресс в изучении языка у каждого ученика.

Я люблю работать и с самыми маленькими учениками, преподаю и в группе подготовки к школе. Постепенно ввожу их в мир английского языка, мы играем, поем, ставим мини-спектакли. За год в группе подготовки к школе проводим 5 праздников на английском: начинаем с Пиратской вечеринки, которую дети просто обожают, ставим сказку, в этом году был “Теремок”, Праздник Нового года, потом 8 марта и Выпускной.. После года подготовительного класса дети знают алфавит, поют песни на английском, читают стихи. Мое мнение, чем больше дети учат наизусть стихотворений, на любом языке, в том числе и на родном - тем лучше.

Обучаю я на известных литературных произведениях. Стараюсь находить интересные примеры, постоянно ищу новые тексты из английской литературы, чтобы ребенок, изучая грамматические конструкции и новые слова, делал это на прекрасных литературных примерах, смыслах, ценностях.

За столько лет преподавания у меня уже появилось много разных своих наработок. В школе любила очень математику, научилась объяснять грамматические правила английского языка графиками, таблицами - кратко и понятно.
И до сих пор сама постоянно учусь, прохожу курсы повышения квалификации, аттестации.

За пределами школы

Плаваю, шью, общаюсь с внуками и путешествую. С детства плаваю, хотя и не достигла каких-то олимпийских результатов, но это остается моим хобби и по сей день. Если есть свободное время, могу что-то сшить - очень занимательное времяпрепровождение. У меня много хороших друзей и родственников, мы любим проводить время и в зимнем лесу, у костра, ходить в музеи и театры.

29 февраля 2024